НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

Baby sleeping, indoors

По современным представлениям, в регуляции сна принимают участие три процесса, в каждом из которых присутствует гормональный, неврологический и средовой компоненты. При этом гомеостатический процесс определяет степень потребности организма во сне или бодрствовании. В свою очередь, суточный процесс определяет глубину сна и соответствующие им фазы. А ультрадианный процесс включает регуляцию биологических циклов, продолжительностью более одних суток.

Особая роль в регуляции сна и бодрствованья отводится мелатонину и главному регулятору сна в мозге (супрахиазматическому ядру гипоталамуса). Уровень мелатонина, способствующий процессу засыпания и сну, наиболее высок в ночное время. При появлении дневного света супрахиазматическое ядро посылает сигнал в шишковидную железу о прекращении синтеза мелатонина, чем и вызывает пробуждение.

Для определения качества сна в настоящее время используются следующие методы:

  • Дневник пациента, где регистрируется продолжительность сна и частота ночных пробуждений ребенка;
  • Наблюдение за ребенком во время сна с использованием записи на видеокамеру;
  • Полисомнография, для изучения параметров сна, в том числе функциональных и патологических его нарушений;
  • Актиграфия, регистрирующая спонтанную двигательную активность во время сна у детей раннего возраста.

Нарушение сна в детском возрасте влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Однако врачи-педиатры часто не обращают должного внимания на жалобы родителей относительно этих нарушений. По данным врачей-сомнологов, различные нарушения сна встречаются у 10-30 % детей, и распространенность их зависит от возраста. У детей, по сравнению с взрослыми, чаще встречаются парасомнии и первичные инсомнии.

Парасомнии – это группа состояний, характеризующаяся поведенческими нарушениями в различные фазы сна, проявляющиеся как моторными, так и психическими нарушениями деятельности. К ним относятся:

  • Нарушения пробуждения – пробуждение со спутанным сознанием, снохождение, ночные страхи;
  • Нарушение перехода «сон-бодрствование» – сноговорение, вздрагивание, ритмичные движения во сне, ночные судороги мышц ног;
  • Нарушения, связанные с быстрой фазой сна – ночные кошмары, нарушения поведения, асистолия, сонный паралич;
  • Другие виды парасомний – сонный бруксизм, ночной энурез, нарушение глотания во сне, ночная параксизмальная дистония, первичный храп, апноэ во сне, синдром внезапной детской смерти. Реже у детей встречается инсомния (бессонница), т.е. расстройства сна, связанные с недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна.

К первичным, наиболее часто встречающимся у детей, относятся поведенческая, адаптационная, при нарушении гигиены сна и психофизиологическая инсомнии. Вторичные инсомнии возникают на фоне соматических и психических заболеваний.

Поведенческая инсомния характеризуется трудным засыпанием или нарушением поддержания сна в нужном режиме. Это, как правило, связано с тем, что родители не выработали привычку у ребенка к самостоятельному засыпанию и сну без присутствия взрослых. Поведенческая инсомния наиболее часто встречается у детей первых 4-5 лет жизни и практически не приносит вреда ребенку, если он имеет возможность получить нормальное количество часов сна в сутки. При этом типе инсомнии больше страдают родители, чем дети.

Инсомния при нарушении гигиены сна связана с дневной деятельностью, несовместимой с поддержанием достаточного качества сна, с длительным бодрствованием в вечерние и ночные часы, периодическими дневными засыпаниями, нерегулярным временем утреннего просыпания и отхождения ко сну вечером. Адаптационная инсомния возникает остро, как реакция на воздействие стрессовой ситуации (развод родителей, переезд на новое место жительства, смена воспитателя или детского коллектива в образовательном учреждении). Нарушениям сна при этом часто сопутствует тревога, головная боль, раздражительность, нарушение концентрации внимания, мышечное напряжение, диспепсия. По мере адаптации ребенка данные симптомы затухают. Если стрессовая ситуация затяжная (более 3 месяцев) адаптационная инсомния может трансформироваться в психофизиологическую.

Психофизиологическая инсомния чаще возникает у эмоциональных и тревожных детей. У них формируется порочный круг на определенные ассоциации. Например, ребенок не может долго заснуть вечером в воскресенье, так как на следующее утро необходимо идти в детский сад, с которым у него связаны негативные ассоциации. При этом у ребенка может развиться страх «своей постели». В то время как в другой комнате, не своей кровати, в гостях ребенок засыпает без проблем.

К другим нарушениям сна можно отнести расстройства дыхания во сне. У детей грудного возраста это синдром первичного апноэ во сне. Наиболее часто этот симптом встречается у недоношенных и незрелых детей. Патологическим считается апноэ во сне длительностью более 20 секунд. У детей старше одного года чаще встречается обструктивное апноэ сна. Во время эпизодов обструкции возникает парадоксальное дыхание и громкий храп. При попытке вдоха грудная клетка ребенка не расправляется, а наоборот втягивается. После просыпания утром у таких детей отмечается сонливость, головная боль, раздражительность, агрессивность и гиперактивное поведение. При этом могут отмечаться носовые кровотечения и ночной энурез. Развитие обструктивного апноэ во сне часто связано с имеющейся у ребенка ЛОР-патологией или врожденной аномалией развития верхней или нижней челюстей, детский церебральный паралич и ряд других состояний.

Храп, как самостоятельное состояние, встречается 3-12 % дошкольников. У детей он часто возникает при ЛОР патологии и острых респираторных вирусных заболеваниях. По мере роста лицевого скелета синдром храпа купируется. При стойком храпе у детей старшего возраста показана консультация ЛОР-врача или детского хирурга для определения необходимости хирургического вмешательства.

При рассмотрении парасомний, наиболее часто встречающихся в детском возрасте стоит выделить:

Бруксизм — скрежет зубами во время сна представляет собой усиленный вариант жевательной активности во сне. Возникновение данного явления может быть генетически обусловлено. Кроме того, на возникновение бруксизма может влиять аномалия прикуса, тревожное состояние и внутреннее напряжение у ребенка в дневное время суток. При этом широко бытующее мнение о связи скрежета зубами ночью с глистной инвазией не доказано.

К часто встречающимся парасомниям у детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся: конфузионное пробуждение, ночные страхи, кошмары, снохождение, ночной энурез.

Конфузионное пробуждение или «синдром сонного опьянения». При пробуждении ребенок остается дезориентирован и может вести себя неадекватно. При этом он плачет, речь заторможена, отвечает на вопросы родителей невпопад. Данный синдром чаще встречается у детей дошкольного и раннего школьного возраста и может сочетаться со снохождением.

Ночные страхи проявляются приступами при пробуждении ото сна и сопровождаются пронзительным криком или плачем. Ребенок сидит в кровати с открытыми глазами и выражением страха не лице, часто дрожащий и вспотевший, и рассказывает родителям отрывки из сна, которые утром не может вспомнить.

Кошмарные сновидения у детей старшего дошкольного возраста встречаются достаточно часто. Провоцировать возникновение кошмарных снов у детей могут яркие неприятные впечатления, такие как ссоры близких людей, психологическое и физическое насилие, трагические происшествия с близкими людьми, просмотры фильмов определенного формата, а также недосыпания в предыдущие дни.

Снохождение. Наиболее часто эпизоды снохождения возникают в первой половине ночи. Ребенок во время сна может сесть на кровать или встать и пойти по комнате. На вопросы родителей может не отвечать или отвечать невпопад. Но может давать и правильные ответы автоматически. Приступ снохождения заканчивается самостоятельно. Ребенок возвращается в кровать или ложится спать в другом месте. Утром об эпизоде снохождения не может вспомнить.

Ночной энурез считается правомочным у детей с 5-ти летнего возраста, если непроизвольные ночные мочеиспускания случаются не реже двух раз в неделю. Ночной энурез подразделяется на первичный и вторичный. Первичный связан с бытовой запущенностью (не сформированы навыки опрятности), высоким порогом пробуждения ночью ото сна и нарушением секреции антидиуретического гормона. При этом эпизоды нарушения мочеиспускания во сне происходят регулярно и без длительных перерывов. Вторичный ночной энурез связан с имеющейся у ребенка патологией, и он характеризуется «сухим периодом» продолжительностью не менее 6 месяцев.

Сноговорение. Самой распространенной причиной, которая побуждает ребенка к речевой активности во сне, являются события, произошедшие в течение дня: просмотр телепередач перед сном, эмоциональные игры с родителями, посещение шумных мероприятий и т.д. Сноговорение считается вариантом нормы.

Для организации правильной системы сна и отдыха детей рекомендуется:

  • Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
  • Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
  • Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
  • Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
  • Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
  • Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
  • Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.

У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью. Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.

В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон-бодрствование является залогом нормального гармоничного развития ребенка.

 

Материал подготовила врач Котова О.С.