Актуальность: Альтернативная и аугментативная коммуникация (ААС) — относительно новое направление медицинской реабилитации, которое включает в себя методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. Коммуникативные и речевые нарушения являются очень актуальной проблемой, поскольку большая часть пациентов Центра — это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, у которых, в силу понятных причин, оказывается либо ограниченным, либо проблематичным речевое развитие.
Цель: Обзор практического опыта применения метода альтернативной коммуникации.
Результаты: В своей работе мы используем альтернативные формы коммуникации уже на этапе диагностических занятий. Это позволяет уточнить степень выраженности речевых и коммуникативных нарушений, поставить SMART–цели, на основе потенциальных возможностей и актуальных потребностей ребенка и его семьи, составить индивидуальную программу коррекционных мероприятий с учетом поставленных SMART–целей.
Для выбора подходящей ребенку системы дополнительной коммуникации нами определяется уровень коммуникативного развития и когнитивные возможности ребёнка. Оценка коммуникативных навыков осуществляется с использованием методик:
- Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (М.Б. Елесеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина);
- Матрица общения (Чарити Роуленд);
- Международная классификация функционирования (МКФ).
В зависимости от когнитивных, двигательных и коммуникативных возможностей ребенка и его потребностей, мы используем низкотехнологичные средства – реальные предметы, графические символы, картинки, на которые ребенок может указывать различными способами (взглядом, шлемом-указкой, частью тела), а также высокотехнологичные средства – устройства, разработанные специально для альтернативной коммуникации, либо компьютеры, планшеты с дополнительным программным обеспечением.
На начальных уровнях коммуникации (1-3 уровень по матрице коммуникации) начинается с формирования интереса к другому человеку, намеренность и направленность коммуникации, умение разделять совместное внимание с партнером по общению, умение подражать коммуникативному партнеру и играть с ним в игры на очередность, делать выбор.
Включение в занятия изображений начинается, когда ребенок может использовать общепринятые поведенческие реакции (4 уровень по матрице коммуникации). При добавлении изображений в коммуникацию нами проводится оценка уровня понимания символов, а также подбор их размера и количества.
Коммуникативные доски в реабилитационных занятиях с ребенком мы используем в случае, когда из четырех основных мотивов общения он применяет не меньше двух. Для каждой активности коммуникативные доски составляются отдельно.
Наряду с другими средствами альтернативной коммуникации нами используются высокотехнологичные средства, которые могут быть представлены устройствами, разработанными исключительно для AAC: системы управления взглядом (Ай-трекер) и программное обеспечение для коммуникации и обучения (Communicator 5, Look to Learn) и приложений с совмещением голоса и изображения (LetMeTalk, Linka).
Важная роль отводится поддержке совместной активности ребенка с родителями и семьей, включению родителей в реабилитационные занятия, демонстрации, каким образом необходимо создавать обучающие и коммуникативные ситуации, как адаптировать коммуникативную среду в соответствии с возможностями ребенка. Дистанционные консультации родителей по вопросам реализации программы домашней реабилитации, позволяют оценить динамику достижения поставленных целей и, в случае необходимости, скорректировать их до следующей госпитализации.
Наш опыт использования метода альтернативной коммуникации в программе медицинской реабилитации позволяет сделать выводы, что использование различных средств альтернативной коммуникации дает возможность:
- развивать коммуникативные навыки ребенка;
- развивать познавательные возможности ребенка;
- повысить активность и участие ребенка в общении;
• включить доступные ребенку средства коммуникации в ежедневную жизнь семьи, что способствует большей социализации ребенка с особыми потребностями и улучшению качества жизни как ребенка, так и семьи, в целом.
Авторы: Жеребцова В.А., Богомолова В.В.