Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников-помощников по овладению ребенком основных навыков деятельности и социального взаимодействия.
Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка нередко сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. А ведь освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома.
Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: ведь эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаемых при прикосновении к ним и ощупывании.
Одна из задач педагога-психолога — составление рекомендаций родителям по созданию «подготовленной среды» и использованию дома отдельных упражнений для развития ребенка (Приложение 2, 3). Предметы для упражнений подбираются так, чтобы они имели связь с реальной окружающей жизнью, отражали национальную культуру. Можно предложить родителям некоторые общие рекомандации для повседневной деятельности дома:
— не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи;
— используя безопасную овощечистку, научите ребенка чистить овощи и фрукты, под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки;
— мытье посуды (настоящей или игрушечной) тоже поможет развивать координацию движений;
— налейте в миску, подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену ручным миксером.
Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Цикл состоит из подготовки деятельности, начала деятельности, ее выполнения, завершения, контроля и сверки с первоначальными планами, далее возможно повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу (чтобы ребенок не переутомился или надо куда-то идти). М.Монтессори считала, что «ребенок в состоянии самостоятельно регулировать продолжительность своей работы», находила необходимым «обязательное завершение структуры деятельности в отдельном занятии».
Предоставляя большую самостоятельность ребенку, опираясь на поддержку педагогов, родители имеют возможность помочь своему ребенку, несмотря на заболевание, быть счастливым и активным в окружающем мире.