Монтессори педагогика. Часть 8. Работа с родителями

Работа с родителями — неотъемлемая часть Монтессори-терапии.

В настоящее время рядом исследований установлено, что при одинаковых исходных данных течение болезни во многом зависит от психологического климата в семье. Чем больше взаимопомощи и поддержки между членами семьи больного, в том числе и по отноше­нию к больному, тем слабее проявления болезни, и тем успешнее его воспитание и последующее развитие. Помимо обычных забот, свя­занных с развитием и воспитанием ребёнка, на родителях лежит от­ветственность по уходу за больным малышом.

Наряду с проявлениями основного заболевания, такие дети нередко имеют особенности развития и нуждаются поэтому в особых методах воспитания и обучения. Им также нужна и особая психоло­гическая поддержка со стороны родителей и воспитателей, которая помогла бы им стать самостоятельнее, найти ресурсы для того, чтобы справиться с болезнью, сформировать позитивное отношение к себе и своим жизненным перспективам.

Однако взрослые, излишне оберегая своих детей, особенно детей, имеющих заболевания, приносят им тем самым скорее вред, чем пользу, так как гиперопекой ограничивают возможности ре­бёнка познавать окружающий мир и сужают границы его социального общения.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями — формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к адекватной работе с детьми. Важным представляется присутствие родителя на занятиях и наблюдения за ребенком. Гиперопекающему родителю, стремящемуся без какой-либо необходимости вмешаться в ход занятия, можно предложить ознакомиться со специальной литературой по психологической и монтессори-педагогической проблематике (находится на специальной полке в кабинете). Техника взаимодействия психолога с ребенком позволяет родителю увидеть новые возможности ребенка в специально организованной развивающей среде, тем самым помогая родителю оптимистичнее воспринимать потенциал ребенка и опосредованно обучиться адекватным способам взаимодействия с ребенком. Также для этого проводятся беседы с родителя­ми, на которых даются рекомендации, на что конкретно нужно обра­тить внимание, с помощью каких упражнений развивать психические функции на данном этапе.