Исследование коротколатентных слуховых вызванных потенциалов при задержке речевого развития у детей

Задержка развития – одно из самых распространенных состояний, с которым встречаются детские неврологи. В этих случаях необходимо решить два важных вопроса: общая или частичная задержка развития (касающаяся только определенной сферы) имеет место и сочетается ли она с регрессом, т.е. с утратой ранее приобретенных навыков?

Дифференциальный диагноз задержки речевого развития включает: снижение слуха, инфантильный аутизм, пседобульбарный паралич, церебральные мальформации, хромосомные аномалии, внутриутробные инфекции, перинатальную патологию, энцефалопатию и тяжелую социальную депривацию ребенка. Иногда причины такой задержки устанавливаются достаточно поздно.

Известно, что нормально развивающимся детям свойственна хорошая способность к овладению языком. На 1-м месяце жизни ребенок начинает осваивать гласные звуки, в 6 мес младенец пытается произность согласные (обычно М, Д и Б). Первые попытки произнесения гласных и согласных звуков в этом возрасте происходит автоматически и иногда наблюдается даже у глухих детей. В последующие месяцы ребенок имитирует различные звуки речи и к одному году осмысленного произносит слова «мама» и «папа». Импрессивная речь развивается быстрее, чем экспрессивная, поскольку сначала необходима ее расшифровка, а уже затем ее оформление. К двум годам дети способны составлять предложения из двух и более слов, понимают более 250 слов и выполняют многие словесные команды.

Нарушение слуха представляет  собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Даже нерезко выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к задержке речевого развития. Выпадение восприятия высокочастотных тонов не позволяет четко различать многие согласные звуки, дети же не располагают достаточным собственным опытом, чтобы понять недостающие звуки.  У более старших детей при снижении слуха может обнаруживается невнимательность и слабая школьная успеваемость.

Снижение слуха в возрасте до 2-3 лет часто приводит к задержке не только речевого развития, но и оказывает неблагоприятное воздействие на интеллектуальное  и психомоторное развитие ребенка, что затрудняет его общение с окружающими и изолирует от общества.

Современная клиническая аудиология накопила большое число методов исследования слуха, которые с успехом могут применяться на практике, способствуя ранней и качественной диагностике тугоухости. Значительные трудности возникают при выявлении тугоухости и глухоты у детей раннего возраста.

Наиболее приемлемым для диагностических целей в этом случае является регистрация коротколатентных слуховых (стволовых) вызванных потенциалов (КСВП), поскольку именно эти потенциалы характеризуются наибольшей устойчивостью, повторяемостью регистрируемых параметров. Эти потенциалы отражают функциональное состояние различных образований слухового анализатора. Использование этого метода дает возможность определения значений слуховых порогов в любом возрасте и независимо от степени психического развития ребенка. Амплитуда и латентные периоды потенциалов КСВП мало зависят от фактора внимания и даже от того, находится обследуемый в состоянии бодрствования, естественного или медикаментозного сна.

Клинические рекомендации национальной ассоциации оториноларингологов «Сенсоневральная тугоухость у детей» свидетельствуют о том, что проведение регистрации КСВП имеет уровень убедительности рекомендаций А (уровень достоверности доказательств I), в отличии от проведения поведенческой аудиометрии, аудиометрии с визуальным подкреплением или игровой аудиометрии, которые имеют уровень убедительности рекомендаций С (уровень достоверности доказательств IV).

Таким образом, регистрация КСВП является основным методом, подтверждающим нарушение слуховой функции у детей раннего возраста. Исследование проводится у детей раннего возраста в состоянии естественного сна. Допустимо проведение исследования под медикаментозной седацией в учреждениях, оснащенных реанимационной службой. У детей старших возрастных групп возможна регистрация КСВП в спокойном бодрствующем состоянии.

Определение порогов КСВП в каждом ухе выполняется посредством стимуляции щелчками. Пороги определяются шагом не более 10 Дб. При наличии показаний в некоторых случаях проводится анализ морфологии КСВП, а также оценка абсолютных и межпиковых латентных периодов в ответ на высокие уровни стимуляции.

Ребенок может рассматриваться как кандидат на слухопротезирование, если у него определяется стойкое повышение порогов слышимости в одном или обоих ушах свыше 40 дБ ПС. Проведение операции кохлеарной имплантации детям со стойкой СНТ 4 степени или глухотой с обязательным последующим подключением и настройкой речевого процессора и сурдопедагогической реабилитацией.

Таким образом, основным условием успешной реабилитации детей с нарушенным слухом с последующей интеграцией их в среду слышащих является ранняя диагностика нарушений слуха, а применение методики КСВП позволяет получать объективные сведения о состоянии слуха, когда другие методики неприменимы или их результаты не являются достоверными.

По материалам руководства «Педиатрическая неврология» Джеральда М. Феничела, клинических рекомендаций национальной ассоциации оториноларингологов «Сенсоневральная тугоухость у детей» и статьи И.Ф. Григорьевой «Исследование коротколатентных слуховых вызванных потенциалов у детей».