I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.
К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители.
Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!
После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет.
Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка.
К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) Понимает больше — до 30 -50слов. На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).
II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) — однословная фраза (бах). 1г.8м. — 1г. 10 м. – двухсловная фраз (Баба — ди (Бабушка, иди!)Кука — бух (Кукла упала!).Да яба — Дай яблоко.)
В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.
в 1.8 – 1.9 мес. — 80-100 слов. В 2 года – 200-400 слов. К 3 годам – 1000-1100 слов. (используют простыми распространенные предложения из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.
Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов). и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на осмотр к логопеду.
III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.
В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений. В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи.
К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.
К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь ( чтение и письмо).
Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.
Что могут делать родители для своего ребенка:
- Контролируйте собственную речь. Она должна быть эмоциональной, выразительной, но не громкой и поспешной. Произносите сложные слова внятно.
- Как можно чаще обращайтесь к малышу, приглашайте его к диалогу на любые темы, выступайте инициатором разговора.
- Никогда не перебивайте речь ребенка, уважайте ее и слушайте с интересом и до конца.
- Старайтесь исправлять неправильно сказанные слова дозированно, на логопедических занятиях.
- Стимулируйте ребенка договаривать за вами неоконченные фразы – стишки, песенки.
- Читайте малышу сказки, желательно в одно и то же время. Обязательно включайте артистизм – читайте голосом лисы, медведя, зайца. Даже если ребенок плохо понимает устную речь, он будет воспринимать интонацию.
подготовила логопед Фомичева Е.В.