Этапы речевого онтогенеза. Советы родителям.

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители.

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет.

   Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка.

 К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.)  Понимает больше — до 30 -50слов. На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.) — однословная фраза (бах). 1г.8м.  — 1г. 10 м. – двухсловная фраз (Баба — ди (Бабушка, иди!)Кука — бух (Кукла упала!).Да яба — Дай яблоко.)

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

в 1.8 – 1.9 мес. —  80-100 слов. В 2 года – 200-400 слов. К 3 годам – 1000-1100 слов. (используют  простыми распространенные предложения из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов). и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на осмотр к логопеду.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.   В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи.

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь ( чтение и письмо).

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.

Что могут делать родители для своего ребенка:

  • Контролируйте собственную речь. Она должна быть эмоциональной, выразительной, но не громкой и поспешной. Произносите сложные слова внятно.
  • Как можно чаще обращайтесь к малышу, приглашайте его к диалогу на любые темы, выступайте инициатором разговора.
  • Никогда не перебивайте речь ребенка, уважайте ее и слушайте с интересом и до конца.
  • Старайтесь исправлять неправильно сказанные слова дозированно, на логопедических занятиях.
  • Стимулируйте ребенка договаривать за вами неоконченные фразы – стишки, песенки.
  • Читайте малышу сказки, желательно в одно и то же время. Обязательно включайте артистизм – читайте голосом лисы, медведя, зайца. Даже если ребенок плохо понимает устную речь, он будет воспринимать интонацию.

подготовила логопед Фомичева Е.В.