Тео́рия привя́занности Бо́улби

Джо́н Бо́улби (Эдвард Джон Мостин Боулби; 26 февраля 1907— 2 сентября 1990)— английский психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, основоположник теории привязанности.

Учился в школе для одарённых детей. Высшее образование получил в Кембриджском университете. В течение года работал в школе для трудновоспитуемых детей. В годы Второй мировой войны работал военным психиатром. С 1946года работал в Тавистокской клинике, где руководил отделом детей и родителей. На протяжении ряда лет занимался практической психиатрией и психоанализом.

Секретарь Британского психоаналитического общества. Исполняющий обязанности президента Научного общества. Председатель Ассоциации детской психологии и психиатрии  Президент Международной ассоциации детской психологии и психиатрии. Член редколлегии журнала «Journal of Child Psychology and Psychiatry».

 

Исследовательская деятельность

Исследовал роль семьи в жизни ребёнка, влияние разлуки с матерью на развитие ребёнка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, депрессию, проблемы защиты, насилия.

Был одним из первых, кто понял, что для ребёнка жизненно важна привязанность к одному взрослому, который о нем заботится. Эта привязанность обусловлена эволюционно и обеспечивает биологическую и психологическую защиту ребёнка.

 

Тео́рия привя́занности Бо́улби

Тео́рия привя́занности Бо́улби (англ. theory of attachment), психологическая теория, которая постулирует, что в процессе диадического взаимодействия «ребёнок – взрослый» в период от 0 до 36 месяцев у ребёнка вырабатывается индивидуальная система поведения привязанности и закрепляется в виде представления о себе, других и окружающем мире. Понятие «привязанность» в теории Дж. Боулби охватывает все аспекты отношений в диаде «ребёнок – ухаживающий взрослый».

Основным автором теории является Дж. Боулби, разрабатывавший её в 1958–1982 гг.. Наряду с Боулби значимый вклад в теорию привязанности сделан М. Эйнсворт , Р. Хайндом и другими исследователями.

Важным вкладом Боулби в теорию привязанности являются следующие сформулированные им положения:

1) система привязанности относится к поведению;

2) индивидуальные различия в системе привязанности соотносятся с индивидуальными представлениями о себе, других и окружающем мире.

 

Толчком к разработке теории привязанности для Боулби явились результаты изучения поведения детей и младенцев, находящихся на длительном лечении и/или на попечении государства в специализированных учреждениях. Господствующего в то время психоаналитического подхода к личности и детско-родительским отношениям было недостаточно для осмысления полученных результатов наблюдений за поведенческими особенностями таких детей, и Боулби обратился к идеям этологии и когнитивной психологии для объяснения ряда феноменов:

а) сепарационной тревоги;

б) схожести процесса горевания у ребёнка и взрослого;

в) защитных реакций и процессов или избирательности стимулов, необходимых для активации поведения привязанности.

Опираясь на этологические и онтогенетические принципы и отталкиваясь от утверждения о том, что близость и связь с ухаживающим взрослым является определяющим фактором для выживания, успешной адаптации и социально-эмоционального развития ребёнка, Боулби полагает, что в результате эволюционных процессов регуляции близости и связи между младенцем и фигурой привязанности у ребёнка формируется особая мотивационная система, или система поведения привязанности. Поведение привязанности реализуется посредством сенсорных систем, когда младенец требует (использует, ищет), во-первых, информационные маркеры физической и психологической опасности, во-вторых, информационные маркеры физической и психологической доступности фигуры привязанности. В ситуациях опасности или сепарации с фигурой привязанности крик, плач и поисковая активность у младенца являются адаптационными реакциями, связанными с активацией системы поведения привязанности.

Боулби считал, что понятие «привязанность» не является простой аналогией для понятия социальной связи, и роль фигуры привязанности концептуально отличается от роли партнёра или товарища по играм. Различие состоит в том, что потребность в фигуре привязанности у ребёнка возникает в ситуации опасности и стресса, а в товарище по играм – при хорошем настроении, в стабильной, безопасной ситуации.

В то же время в многочисленных эмпирических исследованиях, посвящённых детско-родительскому взаимодействию, было показано, что родители и близкие родственники могут в разной степени сочетать в себе роли фигуры привязанности и компаньона по играм и прочим совместным действиям. Ряд авторов обнаружили, что в западных культурах мать чаще всего является доминирующей фигурой привязанности для ребёнка, а отец – товарищем по играм, а в ряде других культур совместные игры и регулярная коммуникация не являются важной частью взаимодействия в диаде «мать – ребёнок», однако мать активно демонстрирует отзывчивость и заботу в ситуациях опасности и выражения негативных реакций ребёнком.

Согласно теории привязанности Боулби, в процессе постоянных взаимодействий с миром людей и объектов ребёнок конструирует сложную внутреннюю рабочую модель окружающего его мира, значимых взрослых и себя самого в этом мире. Понятие «рабочая модель» Боулби родственно понятию ментальной модели и почерпнуто автором из книги шотландского философа и психолога К. Крейка «Природа объяснений» , а также сходно с аналогичным понятием в теории Ж. Пиаже. Прилагательное «рабочая» у Боулби описывает динамические аспекты репрезентации, позволяя объяснять реальность и оценивать перспективы для того или иного поведения, а также смену простой модели на последующую более сложную её версию.

Рабочая модель помогает ребёнку оценивать новые ситуации и служит ориентиром для выстраивания своего поведения в них, при этом оценка доступности и отзывчивости фигуры привязанности не обновляется ребёнком каждый раз. Например, если опыт ребёнка выстраивается в модель, где фигура привязанности является гарантированным источником поддержки, то постоянное наблюдение за местонахождением фигуры привязанности не становится актуальной задачей, в отличие от обратного случая, когда ребёнок не может рассчитывать на отзывчивость фигуры привязанности. Т. е. однажды сформированные рабочие модели для фигуры привязанности и самого себя в дальнейшем срабатывают автоматически, помогают ассимилировать новую информацию и являются устойчивыми к каким-либо существенным изменениям. По мере взросления ребёнка поведение привязанности становится заметно лишь в стрессовых ситуациях.

Подробное описание своей теории привязанности Боулби опубликовал в трёхтомнике «Привязанность и потеря» в 1969–1980 гг.

 

Материал подготовила медицинский психолог Пантелеева Э.В.