Стресс у детей дошкольного возраста

Одна из базовых характеристик личности ребенка – его эмоциональность.  В результате эмоционального стресса – когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становиться невозможным удовлетворение биологических социальных и психологических потребностей ребенка, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам.

Стресс может приводить как к немедленным расстройствам (проблемы социальной адаптации, потеря самоконтроля), так и к долгосрочным (длительные стрессы в раннем детстве могут приводить к развитию тревожных расстройств и в дальнейшем негативно влиять на адаптацию в школьном коллективе, успеваемость и т.д.).

Частота стрессов по мере взросления ребенка возрастает и устойчивость к ним различна у разных людей.

Причиной стресса в детском возрасте может быть:

  • Отсутствие контакта с родителями (малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче и т.д.);
  • Перемены в образе жизни (поступление в детский сад, дошкольное детское учреждение, длительное расставание с родителями);
  • Конфликты в семье или важной для ребенка социальной группе;
  • Физиологические стрессоры (заболевания, операции, чрезмерные нагрузки);
  • Обучение новым навыкам с использованием грубой силы и наказаний;
  • Ситуации соревнования или оценивания (конкуренция в детском саду, во дворе, между братом или сестрой);
  • Появление страхов в результате испуга.

У детей стресс может проявляться следующим образом:

  • Отказ от пищи, нарушения пищеварения;
  • Беспокойный сон, частые просыпания в течение ночи, трудности засыпания;
  • Частые капризы, крик, раздражительность;
  • Беспокойство, навязчивые движения, заикания;
  • Повышенная усталость, вялость;
  • Агрессивное поведение, повышенная возбудимость, частые протесты;
  • Чрезмерная потребность находиться рядом с матерью и желание быть «маленьким» (требовать носить или качать его на руках и т.д.).

Профилактика стресса:

  • Создайте спокойную домашнюю обстановку, чаще играйте с ребенком, обнимайте его, регулярно проводите с ним время вместе;
  • Давайте ребенку больше возможностей проявлять самостоятельность;
  • Поощряйте разнообразное творчество (игры, рисование, танцы и т.д);
  • Обучение новым навыкам должно быть мягким и соответствовать возрастным и физиологическим особенностям ребенка;
  • Обеспечьте должную физическую активность малышу в течении дня, правильно организуйте питание ребенка;
  • Окажите ребенку эмоциональную поддержку.

Источники:

  1. Добряков И.В., Трушкина С.В. Клинические проявления стрессовых расстройств у детей раннего возраста / Сборник статейпод ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова. –СПб.:Альта Астра, 2015.
  2. Ранняя диагностика и коррекция. Практическое руководство. В 2-х т. Т.2 Нарушения поведения / Под ред. У.Д. Брака. – М.: Академия, 2007.
  3. Трушкина С.В.  Стресс и его последствия у детей первых лет жизни. – 2008. — №3(85).- С. 24-31.

Автор: Медицинский психолог Богомолова В.В.