Стратегии применения «сенсорного перерыва»

Для лучшей обработки сенсорной информации, во избежание перегруза, детям с расстройствами аутистического спектра необходима поддержка в виде систематических непродолжительных  «сенсорных перерывов» в течение дня, так как некоторые дети могут демонстрировать повышенную реакцию на раздражители (например, избегать посещение ванной комнаты из-за звука работающей стиральной машины); другие-слабо, недостаточно реагируют на сенсорные раздражители (например, они могут не обращать внимания на порезы и синяки, имеющиеся загрязнения на подбородке после приема пищи).

Регулярные «сенсорные перерывы», включенные в общий распорядок дня, могут предотвратить наступление сенсорной перегрузки у ребенка, тем самым предупреждая возникновение проявлений нежелательного поведения. Такой сенсорный перерыв должен быть структурирован, иметь начало и окончание, ограничен по продолжительности. В случаях отсутствия четкого времени окончания, возможности многократного повторения активности используется визуальный таймер, песня или счет, чтобы обозначить ее завершение.

 Если «сенсорный перерыв» используется в целях успокоения ребенка, стабилизации эмоционального состояния, то окружающая среда спокойная и тихая. При необходимости помочь ребенку включиться в работу, взбодриться, сосредоточиться на исполнении поставленной задачи, тогда среда –активирующая. Можно включать в структуру занятий, упражнение из стратегий активизации, после чего предложить выполнить ребенку упражнение на успокоение. Это может помочь ребенку лучше контролировать себя, свое эмоциональное состояние при переходе к следующей задаче или занятию.

Стратегии для активизации:

  1. Прыжки на батуте.
  2. Попить воды:Предложите ребенку попить воды. Если ему не нравится пить обычную воду, то в нее разрешается добавить сок или пищевую добавку. По наблюдениям ученых, больше сенсорной информации может доставить питье через трубочку.
  3. Танцы под музыку:Большинство аутичных детей предпочитают музыкальные игрушки, любят музыку. Это могут быть песенки и упражнения, соответствующие области интересов ребенка.
  4. Оральная стимуляция: можно предложить ребенку жвачку, карамельки, леденцы на палочке, чупа чупсы. Применение этого приема может помочь также детям, которые постоянно что-то «пробуют на вкус», например, жуют одежду, грызут игрушки, карандаши. В некоторых случаях это позволяет переключить ребенка с высокой речевой активностью, который слишком часто повторяет звуки и слова, мало используемые в коммуникативных целях.
  5. Прыжки на гимнастическом мяче. Адаптированным вариантом для детей, которым сложно усидеть на стуле во время урока, является так называемый «альтернативный стул» – конструкция с подставкой под гимнастический мяч.
  6. Дополнительное освещение.
  7. Запахи:Сильные запахи, как правило, стимулируют нервную систему (например, ароматическое лото, лосьон, цитрусовые, мята, в домашних условиях- свечи, освежители воздуха).
  8. Физические упражнения:активизирующее воздействие оказывают также физические упражнения. Можно включить в общий распорядок дня ребенка последовательность упражнений, создать визуальное расписание из этих упражнений. Разрешается совмещать эти активности с танцами под музыку, это могут быть детские песенки, в которых они представлены, либо создать полосу препятствий.
  9. Балансировочная подушка, являющаяся источником дополнительной тактильной стимуляции. Она отлично подходит для использования в классе или дома, для выполнения задач за столом.
  10. Ходьба босиком по различным поверхностям (прохладный паркет, мягкий и пушистый ковер, прохладная и мокрая сенсорная коробка с гидрогелем, массажные коврики, балансировочные кочки).

Стратегии для успокоения, снижения беспокойства и тревожности:

  1. Тактильные прикосновения:предложите ребенку потрогать или потереть ладонью по поверхности предметов с различной текстурой, например, кусочки мягких, шершавых тканей, игрушки – «антистресс», тесто плей-до, гидрогель, плюшевые животные, реальные животные. Организуйте игры с использованием сенсорных коробок – контейнеров со смесью круп. На поверхность стола, парты можно прикрепить жесткие полоски «липучки», кусочки тканей, исходя из оценки предпочтений, к которым ребенок сможет прикасаться время от времени.
  2. Уменьшение зрительной стимуляции: можно уменьшить освещение, либо создать отдельную зону с мягким или естественным освещением. Организуется рабочее пространство: отсутствует беспорядок, минимизируется количество наглядных ярких пособий, игрушек и других ярких объектов, элементов.
  3. Гимнастический мяч используется для выполнения комплекса упражнений, в целях обеспечения глубокого давления, мощной проприорецептивной стимуляции. Например, по телу ребенка прокатывается мяч, с различной интенсивностью надавливания, с отслеживанием проявлений комфорта/дискомфорта.
  4. Утяжеленное одеяло, которое можно использовать во время другого занятия, выполнения отличной от реализуемой активности, например, чтение книги. Тело получает успокаивающую сенсорную стимуляцию, позволять быть более сосредоточенным, сконцентрированным на осмыслении прочитанного, как бы «помогает уму быть занятым».
  5. Качели, гамак:предложите ребенку лечь на живот, на протяжении нескольких секунд свесив голову вниз.  Раскачивание, сидя, «вперед»-«назад» также может оказать успокоительный эффект. «Кручение» на качелях, в большинстве случаев, стимулирует.
  6. Роликовая доска. Разработайте комплекс упражнений с использованием этого оборудования. Например, ребенок, лежа животом на доске, двигается по комнате, собирая кусочки пазла, головоломки, элементы сортера, затем, когда все части будут собраны, выполняет предложенную вами задачу.
  7. Отжимания: от стула или стены, можно во время занятий научить ребенка их делать во время перерыва, обеспечивая возможность быть сосредоточенным и вовлеченным, в т.ч. во время выполнения задач, требующих усилий.
  8. Сдавливание:Многим детям нравится, когда их сильно сжимают. В зависимости от ситуации это могут быть крепкие объятия, вы можете завернуть ребенка в одеяло или мат, это может быть компрессионная одежда.
  9. Дыхательные упражнения:Вы можете подобрать дыхательное упражнение для релаксации, которое может выполнить ребенок. Можно подготовить визуальные подсказки, которые могут помочь ребенку понять, что нужно делать.
  10. Противошумные наушники.

Но важно не забывать, что все дети могут по-разному на них реагировать, для кого-то представленные выше стратегии могут оказать не активирующее, а успокаивающее воздействие. Отслеживайте реакции ребенка на ту или иную активность. Например, обычно прыжки на батуте активизируют, но некоторых детей они успокаивают, поскольку предоставляют проприоцептивную стимуляцию. Необходимо учитывать особенности сенсорного профиля ребенка, время дня и другие факторы.

Материал подготовила медицинский психолог ОМПиЛП Юндалова Т.А.

По материалам: https://www.autismparentingmagazine.com/ways-to-calm-alert-sensory-system/