РОЛЬ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В оказании эффективной помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями, имеющими, в том числе, трудности в овладении вербальной речью и традиционными способами общения в ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» используется мультидисциплинарный подход с участием специалистов: неврологов, педиатров, психологов, дефектологов, логопедов.

Традиционно с речевой патологией  работает логопед. Цель его деятельности -развитие устной речи ребенка, формирование коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи, однако, многие дети при ее отсутствии не имеют возможности полноценно выражать свои потребности, что существенно сказывается на социальной адаптации. В связи с этим, специалистами Центра осуществляется работа не только по развитию речи, но и по развитию альтернативной коммуникации — умения выражать свои чувства, желания, потребности в невербальной форме.

Альтернативная (замещающая) аугментативная (дополнительная) коммуникация (далее: ААС) – это использование различных средств связи без речевой поддержки:

— с использованием жестов, выражения лица, взгляда, совместного внимания, телодвижений, крика;

— опосредованная ААС — с использованием внешних средств (коммуникационных досок, графических символов, визуальных рамок, дисплеев и т.п.);

— использование высокотехнологичных коммуникационных устройства речевого вывода (компьютеры, интерфейсы, коммуникативные кнопки, лазерные указатели и т.д.).

В мировой практике направление альтернативной аугментативной коммуникации возникло в конце 70-х — начале 80-х годов 20 века в рамках международного проекта по проблемам тяжелых языковых нарушений. В России, по разным данным, отдельные попытки использования данной методики появились не ранее 2005-2007гг. Благодаря сотрудничеству с Фондом «Обнаженные сердца» и Университетом штата Нью-Мехико (США), специалисты ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» стали участниками российско-американского проекта по разработке модели оказания эффективной помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями на основе методов доказательной медицины.

Для объективной оценки исходного уровня коммуникации используется методика «Матрица общения», в основе которой лежит сбор сведений в форме анкетирования (опросника) о качестве коммуникативной функции человека. Шкала подходит детям разных возрастов, чьи коммуникативные способности находятся на ранних стадиях развития. Эта методика организована по четырем мотивам общения: отказ, получение информации, передача информации и участие в социальном контакте. Оценка результата опроса позволяет сформулировать коммуникативную SMART-цель, разработать  индивидуальную программу ее достижения, осуществить подбор доступных средств общения. Кроме того, на основе «Матрицы коммуникации» осуществляется оценка динамики развития коммуникативных навыков ребенка.

Метод альтернативной коммуникации – важнейшая составляющая  в реабилитации детей с  тяжелыми двигательными нарушениями, позволяет раскрыть новые возможности коммуникации, существенно повысить качество жизни ребенка. При использовании данной методики, для достижения лучших результатов необходима активная работа с семьей, мотивация родителей, своевременное включение в повседневную жизнь особого ребенка дополнительных средств коммуникации.