Речевые расстройства у детей

Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления. При оценке речевого и психического развития учитывается не только четкость произношения отдельных звуков и слов, но и умение логически строить фразы, использовать предложения из подлежащих и сказуемых, понимать обращенные слова, выражать с помощью звуков и слов свои эмоции и просьбы. Эти данные сопоставляются с возрастом малыша. Только комплексная оценка позволит выявить нарушения речи у детей, определить их причину и разработать комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий. Задержка речевого развития (ЗРР) у детей, различные дефекты звукопроизношения встречаются довольно часто, поэтому родители должны быть внимательными и своевременно обращаться к специалисту. Чем раньше начать работать с существующей проблемой, тем больше вероятность, что к началу обучения в школе речевое и психическое развитие малыша будет соответствовать возрасту.

Причины нарушения речи у детей

Становление речи — это комплексный процесс, на ее формирование влияют психологические и анатомические особенности. Именно поэтому причин нарушения речи у детей дошкольного возраста довольно много. Рассмотрим, чем может быть вызвана эта проблема:

Генетика. Врожденные аномалии, а также отягощенная наследственность могут приводить к ЗРР и дефектам звукопроизношения. Если у родителей формирование звукопроизношения протекало с запозданием, было заикание, сложности в произношении отдельных звуков, ребенок с большой долей вероятности унаследует эту особенность. Зная это, родители должны проявлять особое внимание. Также врожденный характер могут носить изменения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, изменение формы неба и другие анатомические дефекты.

Патология в родах. Груднички, получившие родовую травму, испытавшие гипоксию, с большой долей вероятности будут иметь те или иные речевые расстройства. Повреждение клеток головного мозга, связанное с недостатком кислорода, может оказывать существенное влияние на нервно-психическое развитие, в том числе и на формирование речи. Такие новорожденные нуждаются в особом наблюдении.

Перенесенные заболевания. Тяжелые болезни на первом году жизни могут привести к дальнейшему нарушению развития речи у детей. К таким заболеваниям в первую очередь относятся нейроинфекции: менингит, энцефалит. На формирование звукопроизношения могут влиять и тяжелые отиты, приводящие к ухудшению слуха. Травмы головы способны изменить конфигурацию артикуляционного аппарата, что приводит к сложностям при звукопроизношении.

Дефект формирования нервной системы во внутриутробном периоде. Такие отклонения обычно происходят обычно в первом триместре беременности. Они связаны с гипоксией, внутриутробными инфекциями, травмами матери, резус-конфликтом, употреблением беременной женщиной алкоголя, наркотиков, никотина, интоксикациями, воздействием ионизирующего излучения, стрессовых факторов.

Социальные факторы. Дети, растущие в неблагополучных семьях, испытывающие дефицит общения со взрослыми часто имеют ЗРР вследствие педагогической запущенности, а не отклонений со стороны здоровья или нервной системы.

Для нормального формирования разговорной функции у ребенка нужно четыре основных фактора: способность артикуляционного аппарата генерировать звуки, здоровая нервная система, хороший слух и регулярное общение со взрослыми и новые впечатления.

Следует учитывать перечисленные особенности нарушения речи у детей и подбирать программу лечения индивидуально. При наличии органической патологии занятий с логопедом будет недостаточно, для получения хорошего результата следует подключать медикаментозную терапию.

Какие бывают нарушения речи у детей

 Речевые расстройства можно разделить на три основных группы:

  • фонетико-фонематические (дефекты произношения отдельных звуков, голосообразования, интонации, плавности, темпа произношения);
  • общее недоразвитие речи (ОНР) — алалия, афазия;
  • нарушение использования средств общения — заикание.

Рассмотрим подробнее каждую из групп. К ОНР относится алалия и афазия.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто страдают алалией. При этой патологии звукопроизношение практически полностью отсутствует. Обычно это расстройство связано с тяжелыми органическими поражениями головного мозга врожденного характера, вследствие чего речь изначально не формируется в том возрасте, в котором она должна уже быть.

Афазия — это полная либо частичная утрата уже сформированной речи. Это может произойти вследствие черепно-мозговой травмы, инфекций, поражающих центральную нервную систему.

К речевым нарушениям речи у детей фонетико-фонематического характера относятся:

  • Дисфония. Это нарушение обусловлено проблемами с речевым аппаратом. Голос может отсутствовать вовсе или иметь серьезные нарушения силы, тембра. Патология может быть обусловлена как функциональными, так и органическими поражениями артикуляционного аппарата.
  • Дислалия. Ребенок имеет серьезные дефекты произношения при сохранном слухе и сохраненной иннервации артикуляционного аппарата. Ребенок искажает отдельные звуки, заменяет их другими. Патология может возникать вследствие дефектов звукоформирующего аппарата врожденного или травматического генеза, нарушения восприятия звуков, несформированности речевых навыков.
  • Брадилалия. Это выраженное замедление речи, сопровождающееся нечеткостью звуков. Это тяжелое нарушение речи у детей связано с преобладанием в нервной системе процессов торможения.
  • Тахилалия — это состояние, обратное предыдущему. Разговор становится быстрым, при этом звукопроизношение сохраняется, ребенок может делать необоснованные, нелогичные паузы при разговоре.
  • Ринолалия сопровождается появлением гнусавости, дефектами произношения практически всех звуков. Эта патология связана с анатомическими особенностями речевого аппарата, часто встречается при расщелинах неба.
  • Дизартрия — это дефект иннервации воспроизводящего звуки аппарата. Патология связана с поражением центральной нервной системы врожденного либо приобретенного характера.

Отдельно выделяют такой вид нарушения устной речи у детей, как заикание. Оно сопровождается судорожными сокращениями артикуляционного аппарата, вследствие чего возникают запинки. Проблема может иметь как органические, так и функциональные причины.

К тяжелым дефектам речи также относят расстройства письма — дисграфию и дислексию. В первом случае происходит искажение и замена букв, вплоть до неспособности писать, вторая ситуация связана с поражениями центральной нервной системы и неспособностью опознавать символы.

Речевые расстройства могут быть сочетанными, например, ребенок может не произносить отдельные звуки и заикаться. Коррекция таких нарушений речи у детей сложная и продолжительная. Работа со специалистами и прием лекарств, влияющих на причину ЗРР, поможет сформировать правильную речь и адаптироваться в социуме.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Своевременное лечение в большинстве случаев помогает сформировать правильную устную речь, поэтому нужно как можно скорее обращаться к специалисту, если есть проблемы. Чтобы заметить их вовремя, родители должны знать основные этапы речевого и психического развития ребенка и признаки ЗРР.

Существуют возрастные нормы речевого и психического статуса. Безусловно, каждый ребенок индивидуален и может развиваться не так, как его сверстники, но в случае выраженного отставания в речевом и психическом развитии нужно обязательно показать малыша специалисту. Чем раньше будет проведена диагностика ЗРР, тем больше шансов справиться с этой сложной ситуацией.

Первые признаки тяжелых нарушений в артикуляционном аппарате и центральной нервной системе можно выявить сразу после рождения. Новорожденный должен громко кричать, когда голоден или обеспокоен. Слабый крик или его отсутствие — повод для визита к неврологу. Также нужно следить, как малыш берет грудь. Если он быстро устает, отказывается, плохо сосет, возможно, есть проблемы с губами, небом, уздечкой языка. Новорожденного нужно показать педиатру и хирургу. При расщелинах неба нужна хирургическая коррекция, а слишком короткая уздечка языка подрезается. Малыши, перенесшие гипоксию в родах, имеющие повышенное внутричерепное давление, гиперкинезы, повышение тонуса конечностей, вялый язык должны как можно раньше начать лечение у невролога.

В 1,5-3 месяцев появляется гуление, в 4-6 месяцев малыш начинает составлять цепочки из нескольких звуков, а в 6-7 месяцев пытается произносить отдельные слоги. Первые короткие слова малыш должен произносить уже в 8-11 месяцев. Ребенок первого года жизни демонстрирует заинтересованность обращенной к нему речью, понимает свое имя, отдельные слова.

До 1,5 лет должна сформироваться осмысленная устная речь, построенная из коротких фраз. Словарный запас в этом возрасте еще маленький, но малыш уже понимает значение знакомых слов, употребляет их уместно.

К трем годам словарный запас должен достигать 1000 слов. Ребенок строит простые предложения, выражает свои мысли и эмоции, хорошо понимает обращенную речь, показывает названые предметы.

Признаки задержки речевого развития у детей, которые должны вызвать беспокойство у родителей и заставить обратиться к специалисту для диагностики:

  • В 2-3 года ребенок не пытается говорить.
  • На первом году жизни малыш не издает никаких звуков, кроме плача.
  • Отсутствие интереса к речи взрослых.
  • В год малыш не понимает смысл наиболее часто употребляемых слов.
  • Словарный запас со временем не расширяется.
  • Малыш испытывает затруднения при общении со сверстниками или не хочет идти на контакт.
  • Есть сложности при обучении, усвоении нового материала.
  • Ребенок не обращается ко взрослым, пытается избегать контакта и все делать самостоятельно.
  • Произносимые малышом слова сложно понять, при попытках правильно произнести звук ничего не получается.

Материал подготовила врач-невролог Котова О.С.