Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование). Частые проблемы:

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.

Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших почемучек, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, поликлиники, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь наших детей менее аграмматичной.

Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка, 4-6 лет, ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.

Что должны знать родители?

Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».

 

 

 Этапы развития грамматического строя речи:

Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе – используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.

Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.

Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки «рогаются» — бодаются, «насупился» — наелся супа, и так далее. И это нормально.

С самого раннего возраста необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками. И малыш будет овладевать грамматическим строем языка, стараясь подражать речи взрослых.

Но грамматическая система русского языка очень сложна и зачастую бывает недостаточно просто речевого общения и требуется неоднократное повторение той или иной конструкции во время игры с предметами, на прогулке, во время бытовых дел дома. Пользуясь различными вещами, выполняя не сложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними. Жизненные впечатления составляют основу овладения грамматическим строем языка.

Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.

Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.

 

Игры на развитие лексико-грамматичекого строя речи

 

  1. Покажи на себе и на кукле и назови: Голова-головка. Нога — ножка. Затылок. Губы. Рука. Щёки ( части тела)
  2. Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец — огурцы. Баклажан -… Редька -… Помидор -… Кабачок -… Редиска -… Боб -… Тыква -… Патиссон -…
  3. Следующая игра: «Считай овощи до трёх по образцу»: Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец. Одна редиска. Один баклажан. Одна морковка. Один кабачок. Одна репка. Один боб. Одна редька.
  4. Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». — У меня есть свежая капуста. — У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька и т.д.
  5. «Подбери как можно больше слов» ребенок подбирает определения к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
  6. Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол-столик Булка -… Стул -… Чашка -… Салфетка -… Тарелка -… Огурец -… Конфета -… Диван -… Полка -… Нож -… Кружка -…
  7. Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко –яблоки. Груша-
  8. Затем проведите игру «Много-один». Апельсины апельсин Абрикосы — абрикос. Помидоры –помидор- Огурец, мандарин, лимон и т. д.
  9. Угра «Дополнить предложения, изменив слово в скобках». В корзине лежит один (помидор).
  10. В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
  11. Игра «Подбери словечко». Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца. Синие Тёплые Металлические Вязаные Шерстяные Пластмассовые Существительные должны быть всех трёх родов.
  12. Проведите игру «Большой-маленький». Шапка шапочка Кофта -… Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки
  13. Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).
  14. Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. Они сидят на диване. Он бежит по дорожке. Он поёт песню. Он рисует солнце. Он идёт домой. Он колет дрова.
  15. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки собачий хвост. Молоко коровы коровье молоко. Грива льва Зубы тигра Копыта лошади Шерсть кролика Рога лося Усы кошки Следы зайца.
  16. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки беличья шуба. Воротник из норки Шапка из лисы Накидка из соболя Одеяло из шерсти верблюда Шапка из пуха кролика.
  17. Игра «На что похоже?». Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные), например: солнце, как мяч, круглое. Трава, как изумруд «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов определений.Например: Рукавички новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
  18. Задание «Дай полные ответы на вопросы».  Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?
  19. Игра «Сосчитай-ка». Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
  20. Задание «Малыш». Изменить по образцу: Белый беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий

 

 Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

 

Подготовила логопед Фомичева Е.В.