Принципы профилактики психических нарушений в раннем детском возрасте

Современная психотерапевтическая модель требует улучшения родительского воспитания и социальных изменений для уменьшения чувства беспомощности и повреждающего влияния стрессов, как для ребенка, так и для его родителей, живущих в условиях все более сложного индустриально-конкурентного общества. В основу психопрофилактики будущего необходимо прежде всего положить новую теорию развития психических функций в раннем детском возрасте и здоровую среду их развития – семью, гуманизацию отношений, свободу и права ребенка с первых дней его жизни. Необходимы разработка и создание психопрофилактических форм помощи детям раннего возраста, особенно в рамках внутрисемейной коррекции в системах мать-дитя, мать-ребенок-отец, мать-ребенок-семья и т.п.

Первичная профилактика в младенческой психиатрии может быть ориентирована на решение как широкого, так и более узкого круга проблем. В первом случае ее следует рассматривать как профилактику психического нездоровья в целом в рамках общих психогигиенических мероприятий, включающих качественно оказанную акушерскую помощь. В узком смысле это может быть профилактика определенных психопатологических расстройств, в том числе и эндогенных.

Целью первичной психопрофилактики должно быть обеспечение максимально позитивного развивающего влияния среды на формирование детской психики за счет психологической поддержки, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Младенец не является пассивным участником взаимодействия со взрослыми. Он очень рано приобретает активную роль, развивая функцию управления поведением взрослого, собственные навыки и способность к преднамеренному поведению. Следовательно, основной задачей психопрофилактики (особенно первичной) должна также являться стимуляция активности ребенка в его стремлении освоить мир и противодействовать реализации фактора риска и стимуляция факторов антириска.

Ряд общих принципов организации специализированной помощи детям раннего возраста в микропсихиатрии: 1) основная форма организации службы психического здоровья детей раннего возраста — поликлиническая, при необходимости может быть домашней; 2) основное направление психиатрической помощи детям раннего возраста — внутрисемейная психотерапевтическая коррекция психических расстройств и их профилактика; 3) основная цель — проведение первичной протективной психопрофилактики у младенцев.

Для определения задач психопрофилактической службы необходимо учитывать следующие положения:

  • Психическое развитие ребенка является результатом трех составляющих: социальных, биологических и внутренних психобиологических свойств ребенка — это инстинкт свободы, любознательности и эмоционального голода, на базе которых формируются три основные интрапсихические структуры психогенеза младенца: а — психическая активность, б — стремление к компетентности в окружающей среде, в — потребность в системе эмоциональных привязанностей.
  • Нарушение формирования одной из интрапсихических структур приводит к возникновению психической патологии, психогенной по своему происхождению, легко возникающей при наличии дополнительных факторов риска (генетических, церебрально-органических, социальных).
  • Основное содержание психопрофилактической работы в младенчестве и на первом году жизни составляет управление процессами психической активности, компетентности и привязанности в рамках психогигиены и первичной психопрофилактики.
  • В системе вторичной психопрофилактики это активная коррекция уже имеющихся изменений интрапсихических структур на фоне психического диатеза или развивающегося заболевания.
  • В рамках третичной психопрофилактической программы (при наличии инвалидизирующего дефекта психики ребенка) включение превентивных мер в общий многофакторный лечебно-профилактический процесс для повышения эффективности результатов лечебных и профилактических мероприятий.

Основные задачи психопрофилактической службы:

  • Координация практических программ, направленных на профилактику нарушений психического здоровья детей раннего возраста типового района города.
  • Выявление психологической готовности лиц, собирающихся стать родителями, к выполнению родительской роли и оказание помощи по формированию такой готовности.
  • Диагностика первично-психических особенностей младенца.
  • Определение особенностей социальной ситуации развития ребенка, выявление ее стрессогенного влияния и оказание содействия созданию эмоционального комфорта в семье.
  • В рамках такой службы возможно определение степени социальной защищенности родителей от экономических трудностей и посильное участие в координации работы служб социальной помощи населению в этом направлении.
  • Обеспечение психологической помощи родителям, испытывающим трудности в процессах ожидания или воспитания ребенка, а также родителям, имеющим те или иные социальные проблемы (матери, которые воспитывают детей одни, не имея социальной и экономической поддержки, матери с послеродовым стрессом, семьи лиц, страдающих алкоголизмом и/или наркоманией, семьи с трудными детьми более старшего возраста и т.п.), путем создания так называемых групп психологической самоподдержки.
  • Оценка развивающей функции среды и определение необходимой тактики воспитания для родителей и воспитателей с учетом индивидуальных психических особенностей ребенка.
  • Консультирование родителей, маленькие дети которых пережили острый психологический стресс, или родителей, озабоченных психическим развитием своих детей, а также испытывающих трудности при выполнении родительской роли.
  • Научно-консультативная служба психического здоровья для детей раннего возраста должна быть на базе типовой детской поликлиники, женской гинекологической консультации и родильного дома.

Подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.