Памятка родителям о полезных игрушках детям первого года жизни

Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением.

Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.

У всех народов есть свои традиционные игры с малышами. В России наиболее известны следующие игры:

           «Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Забодает, забодает, забодает!

В эту игру начинают играть в 3-4 месяца.

  «Игра в прятки» 

Мама закрывает лицо руками, говорит «ку-ку», потом открывает его и радостно сообщает «А вот я!». В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев.

«Игра в ладушки»

Ладушки — ладушки

Где были? — У бабушки.

Что ели? — Кашку.

Что пили? — Бражку.

Полетели — полетели

На головку сели.

В эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.

 «Игра в «Сороку — белобоку»

Сорока – белобока кашу варила. Детей кормила. Этому дала, этому дала. А этому не дала. Ты мал, в лес не ходил, дров не носил. Вот тебе, вот тебе, вот тебе.

В эту игру играют примерно в 10 месяцев.

В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Мамам удобно иметь перед глазами такую сводную таблицу. Она удобна при планировании того, какие игрушки надо пытаться достать, что можно сделать самой, а где вообще можно обойтись вместо игрушек предметами домашнего обихода.

 

Развиваемая способность Игрушки, предметы, материалы Примечание
Возраст 0-3 месяца
Зрительное слежение и рассматрива­ние. Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары. Надо   менять игрушки, что­бы они не на­доедали     ре­бенку.
Слуховое вни­мание. Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью. Движения ре­бенка   могут вызывать звучание.
Кожная чувствитель­ность. Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина. Гладить руки, ноги, тело ре­бенка.
Знание собственных рук. Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку. Помещать руки ребенка так, чтобы он их видел.
Возраст 4-6 месяцев
Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматрива­ния, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания. Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из раз­личной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик. Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот.
                                                                     Возраст 7-9 месяцев
Действия двумя руками. Умение сту­чать одним предметом по другому. Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать. Показать, как стучать.
Знание связи между пред­метом и при­сущим ему действием, приводящим к эффекту. Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью. Показать, что делать     с иг­рушками, чтобы издавать звук.
Знание собственного лица. Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало. Нужны металлические зеркала.

                                                                                   Возраст 10 — 12 месяцев

Умение соби­рать мелкие предметы. Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки. Предметы до­лжны быть та­кими,       чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот.
Умение над­евать браслеты, кольца, бусы. Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шну­ры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы. Показать, как надо надевать.
Умение совер­шать с пред­метами соот­ветствующие им действия. Мяч, машина, книга, молоток, бубен, колокольчик, резиновые пищащие игрушки. Показать дей­ствия,   соот­ветствующие игрушкам.
Отношение к куклам как к живым сущес­твам – членам семьи. Мягкие звери, куклы, куклы-петрушки. Надо самой обращаться с этими игруш­ками как с жи­выми   сущес­твами

Автор:  медицинский психолог Пантелеева Э.В.