Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением.
Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.
У всех народов есть свои традиционные игры с малышами. В России наиболее известны следующие игры:
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Забодает, забодает, забодает!
В эту игру начинают играть в 3-4 месяца.
«Игра в прятки»
Мама закрывает лицо руками, говорит «ку-ку», потом открывает его и радостно сообщает «А вот я!». В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев.
«Игра в ладушки»
Ладушки — ладушки
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Полетели — полетели
На головку сели.
В эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.
«Игра в «Сороку — белобоку»
Сорока – белобока кашу варила. Детей кормила. Этому дала, этому дала. А этому не дала. Ты мал, в лес не ходил, дров не носил. Вот тебе, вот тебе, вот тебе.
В эту игру играют примерно в 10 месяцев.
В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Мамам удобно иметь перед глазами такую сводную таблицу. Она удобна при планировании того, какие игрушки надо пытаться достать, что можно сделать самой, а где вообще можно обойтись вместо игрушек предметами домашнего обихода.
Развиваемая способность | Игрушки, предметы, материалы | Примечание | |
Возраст 0-3 месяца | |||
Зрительное слежение и рассматривание. | Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары. | Надо менять игрушки, чтобы они не надоедали ребенку. | |
Слуховое внимание. | Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью. | Движения ребенка могут вызывать звучание. | |
Кожная чувствительность. | Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина. | Гладить руки, ноги, тело ребенка. | |
Знание собственных рук. | Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку. | Помещать руки ребенка так, чтобы он их видел. | |
Возраст 4-6 месяцев | |||
Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания. | Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из различной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик. | Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот. | |
Возраст 7-9 месяцев | |||
Действия двумя руками. Умение стучать одним предметом по другому. | Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать. | Показать, как стучать. | |
Знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту. | Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью. | Показать, что делать с игрушками, чтобы издавать звук. | |
Знание собственного лица. | Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало. | Нужны металлические зеркала. | |
Возраст 10 — 12 месяцев |
|||
Умение собирать мелкие предметы. | Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки. | Предметы должны быть такими, чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот. | |
Умение надевать браслеты, кольца, бусы. | Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шнуры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы. | Показать, как надо надевать. | |
Умение совершать с предметами соответствующие им действия. | Мяч, машина, книга, молоток, бубен, колокольчик, резиновые пищащие игрушки. | Показать действия, соответствующие игрушкам. | |
Отношение к куклам как к живым существам – членам семьи. | Мягкие звери, куклы, куклы-петрушки. | Надо самой обращаться с этими игрушками как с живыми существами | |
Автор: медицинский психолог Пантелеева Э.В.