О коммуникативных досках
Коммуникативные доски — это неэлектронные вспомогательные символьные дисплеи для коммуникации. Доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они необходимы.
Коммуникативные доски могут использоваться как дополнительная и альтернативная коммуникация у детей с РАС, церебральным параличом, синдромом Дауна, нарушениями речи.
Кому предлагаем коммуникативную доску:
- ребенку с РАС, быстро освоившему обмен карточек до 3 этапа РЕК5;
- ребенку, у которого полностью отсутствует речь, но есть понимание речи взрослого и ситуации общения;
- ребенку, владеющему звуковой речью, но с трудом использующему ее для общения;
- ребенку, речь которого непонятна большинству людей.
Условия введения коммуникативной доски:
- умение вступать в контакт для общения;
- понимание и узнавание рисунков, фотографий небольшого размера (размер карточек определяется после специального обследования);
- понимание ситуаций общения (не обязательно понимание смысла речи, ребенок может понимать только визуальные образы);
- наличие указательного жеста;
- желательно умение применять коммуникативные жесты;
- иметь в своем словаре около 20- 25 слов.
Расположение слов на коммуникативной доске:
- начинаем с небольшого количества слов (2-4);
- слова подбираются индивидуально для каждого ребенка таким образом, чтобы мотивировать его и улучшать его функциональную коммуникацию;
- в левом верхнем углу обычно располагаются слова, с которых начинается предложение;
- в центре — слова, которые ребенок чаще употребляет в речи;
- в правой нижней части слова вежливости, помощи;
Важно помнить:
- выбор коммуникативного устройства, темп его освоения, наполнение всегда индивидуальны;
- коммуникативное устройство — это язык ребенка, он всегда должен быть с ним;
- все значимые взрослые в жизни ребенка должны знать, как пользоваться коммуникативным устройством;
- общение приносит радость, наша задача показать это детям.
Выполнила: Катасонова О.Ю.