Остеопатическая помощь при когнитивных нарушениях в детском возрасте

 

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

В большинстве случаев плохая память является прямым признаком функциональных нарушений кровообращения и межнейронных связей головного мозга.
То, как ребенок рождается на свет, дает фундамент к его дальнейшему развитию. Тяжелые роды, затяжные или стремительные роды, роды со стимуляцией, с родовспоможением, длительный безводный период, крупный плод, родовая травма, обвитие пуповиной, роды с тазовым, ножным предлежанием и особенности так называемого перинатального, антенатального и постнатального периода требует в дальнейшем пристального внимания к физическому и интеллектуальному развитию ребенка. При недостаточно хорошем кровоснабжении и дисфункции межнейронных связей головного мозга могут наблюдаться различные симптомы, в том числе и нарушение памяти.

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте): нарушение памяти вследствие не только поражений в структурах головного мозга, но и общих нарушений, связанных с токсическим действием алкоголя на печень и сопутствующим гиповитаминозом у беременной женщины;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга: атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм сосудов головного мозга и другие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • психические заболевания малой и общей психиатрии
  • врожденная умственная отсталость, ЗПР, аутизм и, как связанная с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна), так и по причине патологических состояний.
Состояние ребенка после родов служит показателем здоровья его нервной системы. Признаками, указывающими на возможные проблемы, могут служить: задержка сосания более чем 24-48 часов; срыгивание после приема пищи; изгибание спины или запрокидывание головки назад; асимметричные движения рук и ног; периоды безутешного плача; непоследовательное двигательное развитие .

Особое внимание уделяется родовым травмам шейного отдела позвоночника и позвоночных артерий, приводящим к развитию не только к нарушению памяти, но и других проблем: эпилепсия, фебрильные судороги, тики, детский церебральный паралич, вегетативные и эндокринные нарушения, вертебрально-базилярная недостаточность, различных зрительные нарушения, нарушения речи, глотания, поведенческие нарушения, аллергия, энурез. Во время родов повреждаются различные компоненты краниосакральной системы, в том числе и нервная система внутри нее, что мешает нормальному созреванию структур головного мозга и его функционированию. Головной мозг – контролер и координатор всех видов активности человеческого организма, поэтому очень важно как можно раньше гармонизировать краниосакральную систему ребенка. При остеопатическом подходе к лечению, в отличие от методов традиционной неврологии, делается попытка нормализовать не только регуляторные мозговые процессы и, как следствие, поведение ребенка, но производится воздействие на организм в целом, создаются условия для гармонизации функционирования всех его составляющих. Медицинская проблема решается не на уровне дефектной структуры, воздействие осуществляется с учетом поражения организма в целом со всеми заинтересованными системами тела ребенка.

Помимо остеопатического лечения необходима специальная психологическая работа с ближайшим окружением ребенка, нормализация взаимоотношений в семье, минимизация учебных и особенно внеучебных нагрузок, сокращение интенсивности общения и обеспечение здорового образа жизни. Попытки прямого формирования самоконтроля с использованием бихевиоральной терапии, разработанной системы поощрений и наказаний, а также интенсивные занятия спортом, как показывали наблюдения за процессом лечения, давали минимальный положительный результат, а нередко приводили и к ухудшению самочувствия и поведения ребенка. С другой стороны, изолированное остеопатическое лечение, заключающееся в коррекции и уравновешивании краниосакральной и мышечно-скелетно-фасциальной систем, также не давали стойких положительных результатов. Результаты многолетнего сотрудничества легли в основу разработки схемы совместного ведения пациентов с СДВГ остеопатом и психологом.

Основными остеопатическими подходами в лечении нарушения памяти у детей являются:

  1. Основной характерной чертой нарушения памяти и СВГ, в целом, является нарушение сочленения черепа с первым шейным позвонком, вследствие внутрикостных повреждений затылочной кости, полученных во время неадекватного ведения родов, а также ротационные подвывихи в сочленении С1–С2. Со стороны краниальной сферы отмечаются различные виды компрессии СБС, что нарушает венозный отток из черепа, в результате чего изменяется ликвородинамика в головном мозге;
  2. Одним из подходов к лечению может стать комплексное лечение с участием врача-остеопата, так как в 95 % случаев жалобы указывают на функциональное нарушение деятельности ЦНС вследствие травмы, полученной в процессе родов или из-за патологии беременности, а также травм (механических, психических), полученных детьми в более позднем возрасте;
  3. У детей с нарушением памяти  остеопатическое лечение наиболее эффективно, что подтверждается как стойким улучшением клинической картины, так и изменениями данных психологического тестирования и УЗДГ экстра- и интракраниальных сосудов.
Таким образом, остеопатическая терапия в лечении нарушения памяти у детей с СДВГ является методом выбора и должно проводиться на ранних этапах развития ребенка.

Подготовлено: врач-мануальный терапевт отделения ОВЛ Ларикова А.Д.