Особенности зрительного и слухового гнозиса у детей младшего школьного возраста с отдаленными последствиями перинатального поражения центральной нервной системы в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза

Цель исследования. Изучить особенности зрительного и слухового гнозиса у детей 7-9-ти летнего возраста с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза.

Материалы и методы исследования. Всего было обследовано 50 детей в возрасте 7-9-ми лет. Из них основную группу составили 25 детей (15 мальчиков, 10 девочек) для которых характерны отягощенный анте-, пери- и постнатальный анамнез; наличие отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза (по данным невролога, психиатра).

Контрольную группу составили 25 детей (13 мальчиков 12 девочек), у которых при наличии отягощенного анте-, пери- и постнатального анамнеза отсутствовали признаки последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза (по данным невролога, психиатра). Все обследуемые воспитывались в полных семьях, со средним уровнем материального положения семьи и «гармоничным» типом внутрисемейных отношений.

У всех обследованных детей с помощью стандартизированных психологических и нейропсихологических методик изучались особенности зрительного и слухового гнозиса («Узнавание недорисованных изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»; «Восприятие природных и бытовых шумов», «Восприятие ритмов», «Воспроизведение ритмов»).

Результаты и их обсуждение. А нализ результатов исследования показал, достоверное понижение показателей по всем параметрам, характеризующим особенности зрительного и слухового гнозиса у респондентов основной группы по сравнению с результатами респондентов контрольной группы: «Узнавание перечеркнутых изображений» (1.586±0.113; 4.609±0.132), «Узнавание недорисованных изображений» (0.566±0.025; 4.556±0.260), «Узнавание наложенных изображений» (0.348±0.028; 8.348±0.068), «Восприятие природных и бытовых шумов» (1.633±0.133; 5.542±1.108), «Восприятие ритмов» (0.316±0.047; 0.922±0.046), «Воспроизведение ритмов» (0.200±0.019; 0.922±0.046), p<0,05 (непараметрический критерий Манна-Уитни).

При выполнении специальных зрительных задач у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза отмечалась фрагментарность и сужение поля восприятия, невозможность объединить отдельные зрительные впечатления в целостные образы, а также наблюдались признаки оптической предметной агнозии в виде трудностей опознания контурных изображений в зашумленных условиях и при наложении объектов друг на друга (девочка, 9 лет. При рассматривании изображенных на листе наложенных друг на друга изображений на просьбу экспериментатора: «Перечисли, пожалуйста, все предметы, которые изображены на картинке». Ответила: «Ножницы, ведро, …топор, грабли вроде как…вилка, бутылка, чайник, …миска, кажется…стаканчик. При этом игнорирует из поля восприятия кисточку и тарелку).

Кроме того, у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза были выявлены нарушения слухового восприятия, которые проявлялись в виде трудностей в распознавании звуковых стимулов, замены предъявляемых на слух стимулов близкими по звучанию («звон ключей» = «трамвай едет», «стук в дверь» = «мальчик бежит»). Большинство респондентов основной группы (90%), n=25 не смогли правильно определить на слух количество и силу ударов (мальчик, 8 лет вместо эталонного ритмического ряда: «1-1-3» воспроизвел: «1-1-1»). При воспроизведении заданного ритмического рисунка действовали хаотично. Наблюдались персеверации, искажение и распад ритмических структур, что может свидетельствовать о наличии гностических слуховых расстройств. В свою очередь, у респондентов контрольной группы, исследуемые параметры находились в границах нормативного коридора.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у детей с наличием в анамнезе перинатального поражения ЦНС в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза в младшем школьном возрасте наблюдаются отсроченные последствия в виде нарушений зрительного и слухового гнозиса: оптическая предметная агнозия, слуховая агнозия, аритмия.

Источник: Особенности зрительного и слухового гнозиса у детей младшего школьного возраста с отдаленными последствиями перинатального поражения центральной нервной системы в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза

Матюшина М.С., Скобелева П.И.

Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.