Одним из самых важных принципов Монтессори-педагогики является заложенная в материале возможность контроля ошибок. Различают несколько форм контроля ошибок:
— Механический контроль ошибок. Примером могут служить деревянные вставные цилиндры, которые необходимо распределить в соответствующие им по высоте и диаметру пазы.
— Контроль ошибок как результат накопленного опыта и усовершенствования навыка деятельности за счет повторения упражнения. Некоторые материалы не содержат механического контроля. В этом случае контроль ошибок становится возможным благодаря тренировке способности восприятия и дифференцирования в процессе многократных повторений.
— Контроль ошибок посредством сравнения собственной работы с соответствующими образцами. В данном случае речь идет о способности ребенка самому находить и исправлять свои ошибки, что свидетельствует о высшей степени его независимости от других людей.
— Контроль ошибок педагогом является не актом волеизъявления последнего, а лишь ответом на побуждение со стороны ребенка, желающего получить подтверждение своей правоты или ищущего личного контакта.
— Контроль ошибок всеми участниками совместной работы. Дети, занимающиеся вместе, обращают внимание друг друга на ошибки и исправляют их.
Подводя итог вопросу о контроле ошибок, следует выделить следующие принципиальные положения: индивидуальный контроль ошибок ребенком, а не их исправление со стороны педагога выступает центральным звеном данной проблемы; способность находить и исправлять собственные ошибки является показателем высшей степени независимости человека.
Таким образом, принцип контроля ошибок выступает предпосылкой воспитания в детях способности к аккуратной, самостоятельной, концентрированной деятельности без прямого вмешательства взрослых.