Критические ситуации и их преодоление в плавании с детей с особыми потребностями здоровья

Обучение плаванию детей с особыми потребностями здоровья служит профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, является одним из эффективных оздоровительных средств, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития.

Систематические занятия в водной среде расширяют функциональные возможности организма, способствуют достижению качественного нового, более высокого уровня физического и общественного развития. Особо важно то, что занятия плаванием благотворно влияют на психику ребенка с особыми потребностями  здоровья, мобилизируют его волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, способствуют установлению социальных контактов

Широко известно, что в процессе организации и проведения занятий в условиях водной среды на первое место выдвигается проблема обеспечения безопасности занятий, прежде всего это относится к работе с детьми с особыми потребностями здоровья. Наиболее опасные критические ситуации, которые могут возникнуть на начальном обучении плаванию детей с особыми потребностями здоровья:Первый приход ребенка в бассейн – всегда стрессовая ситуация для него, проявляющаяся яркими эмоциональными двигательными и звуковыми ответными реакциями на принципиально новые условия, отличительные от привычных домашних, учебных и больничных. Во время первого прихода в бассейн ребенок бывает сверх – пассивным или, напротив, возбудимым, со склонностью к паническим реакциям. Информирование ребенка о бассейне (на начальном этапе обучения).

Для каждого ребенка, а так же для его родителей первое посещение бассейна является одной из критических ситуаций.

1. Что необходимо иметь при себе при первом посещении занятия? (спортивная форма, моющие принадлежности) 2. Как правильно подобрать экипировку для посещения бассейна? Одежда не должна мешать процессу обучения, сковывать движения ученика и отвлекать его от занятий. Шапочки, купальные костюмы и обувь необходимо подбирать заранее, предусматривая все особенности нозологии занимающегося.

2. Знакомство ребенка с инструктором осуществляется в спокойной обстановке. Педагог не должен удивляться, реагировать на внешний вид ребенка, его эмоциональную пассивность или, напротив, излишнюю активность, полностью исключить громкий голос и резкие движения. Так же не следует пристально глядеть на ребенка, рассматривать его. Лучше предоставить ребенку возможность самому рассмотреть инструктора, а при желании обратиться к нему с вопросом. В последнем случае у инструктора появится возможность налаживания контакта и начала беседы.

Передвижение по лестницам в плавательном бассейне, начиная с первого занятия и в последующих, несет потенциальную опасность создания критических ситуаций с различными последствиями. Необходимо отметить, что некоторым детям невозможно, в силу специфики заболевания или поражения передвигаться самостоятельно. Обеспечить лучшую безопасность для таких детей позволяет использование специальной коляски для передвижения. 

3. Спуск в воду отмечается следующим основным условием формирования критических ситуаций применения различных методов предупреждения их развития:

Неправильное начало спуска в воду по вертикальной лестнице в положении лицом вперед. Инструктор показывает, удерживая ребенка за руки, как стоя на бортике, нужно поворачиваться спиной к воде и спускаться;

Невозможность, в силу специфики заболевания, выполнения хвата руками за поручень. В этом случае инструктор, удерживая за кисти и прижимая к поручню, передвигает ребенка в направлении вниз Ребенок неуверенно удерживается на вертикальные лестницы при спуске в воду и подъеме из воды. В данный момент инструктор, находясь в воде, удерживаясь руками за поручень, подставляет одну руку для страховки таким образом, чтобы в случае отрыва рук ребенка от поручня инструктор смог его поймать. Есть дети, которые, в силу специфики своего заболевания, не могут спускаться по лестнице. В этом случае спуск в воду осуществляется с использованием специального подъемника.

У детей с двигательными нарушениями отмечаются трудности с захватом одной или двумя руками края плавательной доски,бортика бассейна. Необходимо проявить максимум внимания и оказывать ребенку необходимую помощь, учитывая затруднения в выполнении суставных движений и особенно спонтанно выполняемые неконтролируемые движения конечностями и головой. 

4. Занятия в должны широко использоваться звуковые и речевые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод. Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги детей в двигательной подготовленности при выполнении отдельных упражнений. При выполнении упражнений должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному.

Подготовил инструктор-методист ЛФК Плешаков Г.В.