Как развивать органы чувств Маленького ребёнка и его движения Возраст ребенка 13-18 месяцев

Учимся слушать и слышать

1. Найдите или склейте из картона или плотной бумаги трубку длиной 15 – 20 сантиметров и диаметром 4 – 5 сантиметров. С одного конца заклейте трубку картонным или бумажным кружком.

Возьмите мелкие вещицы, которые можно легко опустить в трубку: пуговицы, бусины, монетки; пригодятся фасолины, и горошины. Бросая все это в трубку, обратите внимание малыша на то, что звуки получаются разные, — пусть прислушается.

Позвольте и ему самому что-нибудь бросить в трубку. (Осторожно! Как бы он не потащил пуговицу в рот!) Кстати, это хорошее упражнение для координации движений руки и глаза.

Постучите трубкой по столу, по подушке, по руке. Слышишь, звучит вот так? А теперь — совсем по-другому.

Если сделать несколько трубок разного размера, можно легко убедиться, что звуки в них будут разные.

  1. Поговорите с ребенком через полую трубку (естественно, открытую с двух концов); можно просто свернуть трубочкой лист бумаги, газету, журнал. Теперь он тоже скажет что-нибудь вам в ответ. Какие разные у нас голоса!

Меняйте свой голос; пусть и малыш попробует вам подражать.

  1. На прогулке вам вряд ли попадется грот. Но вот на земле лежит широкая бетонная труба; если можно без опаски залезть в нее, можно услышать хорошее эхо. Поиграйте голосами и звуками!
  2. Небольшие круглые коробочки наполните вещицами, которые издавали бы, если коробочки потрясти, разные звуки. Сначала малыш, подражая вам, научится просто размахивать коробочкой, зажав ее в ладошку. Постепенно с вашей помощью он начнет улавливать различие в звучании двух коробочек.
  3. Запишите на магнитофон голоса взрослых, обращающихся к малышу. Затем прокрутите пленку и проверьте, может ли ребенок показать, кто с ним говорил. Мама? Папа? Бабушка?

 

Двигаемся под музыку

  1. Звучит живая, веселая музыка. Покажите малышу, как вы под нее двигаетесь: покачивайтесь из стороны в сторону; разводите и сводите руки, делайте мелкие шажки. Пригласите его присоединиться к вам; при этом держите его за руки — так он лучше почувствует движение.А теперь дайте ему подвигаться на свой лад — и подражайте тем движениям, которые он делает.
  2. А теперь — спокойная, медленная музыка. Покружитесь неспешно, поводя руками.
  3. Пусть малыш слышит знакомую музыку, когда он один. Он будет вспоминать и повторять ваши движения и экспериментировать с собственными. Когда в доме соберутся несколько детей, поставьте их в пары, покажите, как держаться за руки и вместе танцевать. Попросите членов семьи выбрать каждому «свою музыку» и танцевать с ребенком по-своему. Папе больше нравится, скажем, танцевать с малышом, сидящим у него на плечах; его могут привлекать более энергичные движения.
  4. Вспомните, что есть ударные инструменты, такие, как тамбурин или барабан. Они помогут вам развить у ребенка чувство ритма. Вместе с тем они позволяют и вам, и малышу ярко выразить свои чувства.

Музыка есть и в стихах. Читая стихи малышу, сопровождайте их движениями, которые соответствовали бы той или иной фразе. А может ли ребенок сам начать такое движение? Выдумывайте новые движения с тем, чтобы ребенок их повторял. И вы повторяйте движения.

На ощупь.

1.Дома или на улице знакомьте ребенка с материалами, имеющими различную поверхность: гладкую, шероховатую, мягкую, шершавую. Пусть он пощупает половичок, обивку мебели, гладкий стол, шероховатую кору дерева. Где бы вы ни были, выискивайте новые материалы, которые он мог бы пощупать. Предложите малышу найти два материала с одинаковой поверхностью.

2.Оберните одну ручку ребенка, скажем, махровым полотенцем, другую – гладкой простынкой. Посмейтесь вместе с ним, если ему будет смешно.

3.Обтяните несколько жестяных банок разными материалами: искусственным мехом, бархатом, сатином. Можно поступить так же с полиэтиленовыми кубиками. Ребенок сможет обхватывать их, поглаживать, сжимать, ставить друг на друга, а потом сбивать получившуюся башню. Говорите с ним о том, каковы эти игрушки на ощупь.

4. Положите в мешочек разные мелочи; видеть их малыш не может, только ощупывать. Помогите ему передать ощущение щекочущих перышек, мягкой фланели, пушистого меха, грубой наждачной бумаги (царапается!) или кусочка коры.

5.Поиграть можно и со скользким или вязким: вылейте на поднос несколько ложек кефира, выдавите из тюбика немного крема для бритья. Для разнообразия впечатлений добавьте песок, кукурузные хлопья или рисовые зерна. Скорее всего,  малыш перемажется, но ему будет весело, а вы не станете сердиться. Если ребенок склонен все тащить в рот, придется использовать только съедобное.

Узнаём по запаху

  1. Возьмите баночки и флаконы с различным содержимым — это может быть ванилин или духи, шампунь или любое другое безопасное вещество с сильным запахом. Пусть ребенок откроет то, что вы дадите, поднесет к носу и понюхает. Поговорите с ним о запахах: о тех, которые ему нравятся, и о тех, которые не нравятся. Возможно, вам придется показать ему, как надо нюхать, чтобы он попробовал это повторить.
  2. В одинаковые баночки из-под детского питания положите что-нибудь пахучее: в одну — лепестки шиповника, в другую — хвою (слегка раздавите ее), в третью — полынь, в четвертую — молотый кофе… Пусть он все это понюхает, а потом устройте игру: малыш, закрыв глаза, нюхает две разные баночки и отвечает вам, одинаково
    они пахнут или нет.
  3. 3.Пусть он видит, как вы нюхаете его только что вымытые душистым шампунем волосы, или промокшие под дождем вещи, которые вы принесли с улицы. Описывая запахи, которые вы находите приятными, делайте это слегка преувеличенно. Хорошо бы и малыш как-то высказался на этот счет.
  4. 4.Дайте ребенку понюхать продукты, которые есть у вас на кухне: лук и чеснок, корицу и уксус, яблоки и лимоны. Многие приятные воспоминания связаны у взрослого человека с запахами, которые он ощутил в раннем детстве.

Материал подготовила медицинский психолог Пантелеева Э.В.

Источник литературы:Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Ф  Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005