Как изменить поведение ребенка к лучшему.

Цель поведения.

     Для ребенка плохое поведение – прежде всего форма коммуникации. Для особого ребенка это может быть практически единственный способ привлечения внимания, поэтому если ребенок плохо себя ведет, попытайтесь понять, что он хочет этим «сказать»:

  1. Причина – что привело к плохому поведению;
  2. Поведение – что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас;
  3. Последствия – что получает ребенок в результате своего поведения.

     Таким образом, неадекватное поведение может в разных ситуациях означать: «Я устал», «Мне нужно твое внимание», «Хочу заняться чем-то другим», «Это для меня слишком трудно», «Не могу выносить этот шум» и т.д.

Учитесь говорить «Нет» твердо и без раздражения.

     Когда ребенок делает что-то неприемлемое (бьет другого, берет сладости без спроса), твердо, без раздражения скажите: «Нет» и подкрепите слова выразительным жестом. Не расстраивайтесь, не поднимайте шум – это смутит и испугает ребенка, просто дайте ему понять, что такое поведение вы не потерпите.

     Затем маленького ребенка можно переключить на альтернативный способ поведения, например, если малыш дергает другого за волосы, скажите: «Нет», затем кратко объясните, что дергать людей за волосы нельзя, а вот гладить по голове можно.

Вознаграждайте хорошее поведение и игнорируйте плохое.

     Кажется, что если мы хвалим и награждаем хорошее поведение, то должны наказать за плохое, но парадокс в том, что для ребенка брань и наказание тоже своего рода награда. Плохим поведением он стремится в первую очередь привлечь внимание родителей, поэтому задача – доказать ему, что этот метод не работает. Если вы поднимаете шум из-за дурного поведения ребенка, он добивается искомых эмоций и получает стимул продолжать в том же духе. Если же вы «не замечаете» дурного поведения ребенка (при этом серьезны, не вступаете с ним в общение), но проявляете внимание и живой интерес к ребенку, когда он ведет себя хорошо, малыш понимает, что плохое поведение не работает, оно не выгодно и от него лучше отказаться.

     Итак, одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо, даже если это что-то обыденное.  Если ребенок начинает вести себя плохо, уделяйте его поведению так мало внимания, насколько это возможно: если это безопасно и обстоятельства позволяют, вообще не обращайте на него внимания, пусть он поймет, что подобные выходки ему не помогут. Если ребенок устраивает истерику, чтобы добиться своего, старайтесь не обращать на это внимание, не упрекайте ребенка, не стыдите, просто подождите, пока он успокоится сам. Если потворствовать манипулятивной истерике, ребенок быстро поймет, что это отличный способ получить желаемое, и начнет этим методом активно пользоваться.

Предотвращайте плохое поведение.

     Анализируя поведение ребенка, вы скоро заметите, что его разбалансирование происходит в определенных ситуациях, и научитесь их предупреждать. Некоторые ситуации, провоцирующие дисгармоничное поведение, неизбежны, и вам придется научиться с ними справляться. Часто такое происходит, когда вы не можете уделить ребенку внимание, или когда он не понимает, что происходит. В данном случае позаботьтесь заранее, чем лучше отвлечь и занять малыша. Например, если ребенок капризничает и сердится, когда вы разговариваете по телефону, заведите специальную коробку игрушек, поставьте ее возле телефона и давайте ребенку всякий раз, когда слышите телефонный звонок. Именно повторяющийся опыт позволяет ребенку понять, что допустимо, а что нет, поэтому снова и снова повторяйте приемы регулирования поведения.

     Полезно будет вести записи о поведении ребенка, чтобы определить время дня и типичные ситуации, в которых малыш плохо себя ведет, и соответственно этому выработать свою стратегию.

     Ребенку необходимо знать правила поведения, установленные в семье, а для этого правила не должны постоянно меняться. Одни родители вырабатывают правила сознательно, у других это получается само собой, спонтанно. Однако, установив правило, важно всем постоянно его придерживаться. Если вчера вы разрешили ребенку есть печенье на диване, не запрещайте сегодня и наоборот.

     Поначалу вам может показаться, что в ответ на ваши постоянные и настойчивые требования, поведение ребенка только ухудшается. Не пугайтесь, это временное явление, ребенок проверяет ваши правила на прочность. Ваши настойчивость и последовательность обязательно дадут плоды. Но не забывайте о честности и справедливости – если вы ошиблись, не бойтесь признать свою ошибку. Также следите за тем, чтобы ваши требования не противоречили требованиям других членов семьи. Если все же оказалось, что вы запретили нечто такое, что ранее разрешил другой член семьи, не настаивайте на своем, а скажите просто: «Хорошо, раз дедушка сказал «да», значит да».

Реагируйте немедленно.

     Если, например, ребенок в гостях таскает угощение с тарелок других детей, не ждите возвращения домой. Сразу скажите ему, что так делать нельзя. Запоздалый выговор ничего ему не скажет, и даже замечание: «Как нехорошо, что ты стащил пирожное у малыша!»- скорее всего, окажется бесполезно, несколько часов спустя ребенок не вспомнит об этом пирожном. В таком случае реагируйте немедленно на дурное поведение.

     Помните, что одобряя ребенка или делая ему замечание, важно указать, что именно вызывает у вас такую реакцию. Вместо «Хорошая девочка!» или «Плохая девочка!» говорите: «Мне нравится, что ты аккуратно ешь свое пирожное!» или: «Не бери чужое пирожное». Ребенок должен понять, за что его хвалят и какие его действия не одобряют. Для самооценки ребенка важно, чтобы критиковалось его поведение, а не он сам.

Автор: педагог-психолог Кынина Д.Ю