Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей как ребенка, так и мамы, а также от маминых убеждений и взглядов на взаимодействие с малышом. Эти убеждения и взгляды определяются культурной средой, национальными традициями, традициями семьи, в которой выросла мама.
Стиль маминого поведения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Здесь хотелось бы только привлечь внимание к тому, что, по мнению специалистов, представляет серьезную опасность для ребенка, но, к сожалению, очень распространено.
Мама очень легко входит в роль учителя и начинает требовать, чтобы ребенок следовал ее инструкциям. В результате теряется вся радость и веселье игры, она превращается в скучный урок.
Это может привести к тому, что у ребенка вообще будет подавлена инициатива, что особенно опасно для детей-инвалидов. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет дальше очень трудно.
Специалисты настоятельно рекомендуют, чтобы мама «строго придерживалась роли партнера в игре с ребенком. Инициатива в игре должна принадлежать ребенку, мама может ее лишь тактично и незаметно направлять в желательном направлении. Мама также не должна быть навязчивой. Общение может оказаться слишком утомительным для ребенка, он может от него устать. Если ребенок начинает отводить глаза и отворачиваться, временно прекратите общение.
Важнейшая проблема воспитания ребенка касается запретов. Как приучить ребенка слушаться, когда ему говорят «нельзя'» и при этом не подавить его личности. Надо, чтобы ребенок понял, что, говоря «нельзя», мама спасает его от неприятностей и опасностей. Ребенок любит свою маму за то, что она является его защитником и спасителем. Нужно, чтобы, говоря «нельзя», она оставалась бы в этой роли, а не превращалась во врага или начальника. Иначе, когда ее нет, он будет производить запрещенные действия.
Рекомендуется запрещать только то, что действительно требует запрета; говоря «нельзя», использовать встревоженное выражение лица и интонацию; серьезно продумать эту проблему и найти оптимальное решение.
Существует такая игра в разговор. При этой игре мама и ребенок поочередно совершают какие–то действия, чаще всего подражая друг другу. Игра в разговор выполняет полезную роль в развитии ребенка. Она укрепляет взаимную привязанность ребенка и мамы, помогает ребенку научиться речи.
Инструкция маме, как играть в игру «игра в разговор»:
— улыбайтесь и говорите, обращаясь к ребенку, когда вы его держите на руках или трогаете,
— используйте звуки, очень похожие на те, которые вы слышали от ребенка, те, которые ребенок уже может произнести,
— произнеся звук, смотрите на ребенка приветливым и приглашающим ответить взглядом,
— подождите подольше – ребенку может понадобиться много времени, чтобы собраться с ответом,
— если ребенок не ответил, но смотрит на Вас, повторите звук еще раз,
— если ребенок ответил, улыбнитесь ему и погладьте его,
— повторите тот звук, который ребенок произнес,
— ждите ответа,
— если ребенок отвернулся, прекратите игру.
Сопровождайте свою речь простыми жестами и мимикой.
Использованная литература:
А. Канккунен «Научитесь понимать меня»;
Р.Р.Фьюэлл, П.Ф.Вэдэзи «Обучение через игру».
Автор: медицинский психолог Пантелеева Э.В.