Формирование личности ребенка. Что важно знать молодым родителям!

Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей как ребенка, так и мамы, а также от маминых убеждений и взглядов на взаимодействие с малышом. Эти убеждения и взгляды определяются культурной средой, национальными традициями, традициями семьи, в которой выросла мама.

Стиль маминого поведения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Здесь  хотелось  бы только привлечь  внимание к тому, что, по мнению специалистов, представляет серьезную опасность для ребенка, но, к сожалению, очень распространено.

Мама очень легко входит в роль учителя и начинает требовать, чтобы ребенок следовал ее инструкциям. В результате теряется вся радость и веселье игры, она превращается в скучный урок.

Это может привести к тому, что у ребенка вообще будет подавлена инициатива, что особенно опасно для детей-инвалидов. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет дальше очень трудно.

Специалисты настоятельно рекомендуют, чтобы мама «строго придерживалась роли партнера в игре с ребенком. Инициатива в игре должна принадлежать ребенку, мама может ее лишь тактично и незаметно направлять в желательном направлении. Мама также не должна быть навязчивой. Общение может оказаться слишком утомительным для ребенка, он может от него устать. Если ребенок начинает отводить глаза и отворачиваться, временно прекратите общение.

Важнейшая проблема воспитания ребенка касается запретов. Как приучить ребенка слушаться, когда ему говорят «нельзя'» и при этом не подавить его личности. Надо, чтобы ребенок понял, что, говоря «нельзя», мама спасает его от неприятностей и опасностей. Ребенок любит свою маму за то, что она является его защитником и спасителем. Нужно, чтобы, говоря «нельзя», она оставалась бы в этой роли, а не превращалась во врага или начальника. Иначе, когда ее нет, он будет производить запрещенные действия.

Рекомендуется запрещать только то, что действительно требует запрета; говоря «нельзя», использовать встревоженное выражение лица и интонацию; серьезно продумать эту проблему и найти оптимальное решение.

Существует такая игра в разговор. При этой игре мама и ребенок поочередно совершают какие–то действия, чаще всего подражая друг другу. Игра в разговор выполняет полезную роль в развитии ребенка. Она укрепляет взаимную привязанность ребенка и мамы, помогает ребенку научиться речи.

Инструкция маме,  как играть в  игру  «игра в разговор»:

— улыбайтесь и говорите, обращаясь к ребенку, когда вы его держите на руках или трогаете,

— используйте звуки, очень похожие на те, которые вы слышали от ребенка, те, которые ребенок уже может произнести,

— произнеся звук, смотрите на ребенка приветливым и приглашающим ответить взглядом,

— подождите подольше – ребенку может понадобиться много времени, чтобы собраться с ответом,

— если ребенок не ответил, но смотрит на Вас, повторите звук еще раз,

— если ребенок ответил, улыбнитесь ему и погладьте его,

— повторите тот звук, который ребенок произнес,

— ждите ответа,

— если ребенок отвернулся, прекратите игру.

Сопровождайте свою речь простыми жестами и мимикой.

Использованная литература:

А. Канккунен «Научитесь понимать меня»;

Р.Р.Фьюэлл, П.Ф.Вэдэзи «Обучение через игру».

Автор: медицинский психолог Пантелеева Э.В.