Актуальность проблемы. В настоящее время в РФ проживает 165 974 детей-инвалидов, из них 24% — дети с церебральным параличом. У таких детей часто наблюдаются нарушения когнитивных функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства и др.). Снижение внимания отмечается у 88% детей с церебральным параличом, снижение памяти — у 60%, речевые расстройства – у 80 %, что определяет высокую социальную значимость данной проблемы.
Цель. Определить оптимальный набор психодиагностических тестов для определения типа когнитивных расстройств с целью формирования оптимальной индивидуальной программы медицинской реабилитации.
Методы и материалы. Были обследованы 208 детей с ЦП, получивших курсы реабилитации в условиях круглосуточного стационара. У 60% из них выявлены различные когнитивные нарушения той или иной степени выраженности.
Для оценки когнитивных функций использовались следующие стандартизированные диагностические методики:
- корректурная проба, таблицы Шульте, методики Кооса, «Доски Сегена» — с целью изучения внимания, сенсо-моторной сферы, наглядно-действенного мышления;
- детский вариант теста Векслера (адаптированная версия В. Панасюк), краткий вариант теста Равена, экспериментально – психологическое исследование по методике А.Р. Лурия, адаптированной к детскому возрасту — для диагностики высших психических функций и уровня умственного развития;
- тест «Недостающие детали» — для диагностики перцептивных нарушений (оценки предметногогнозиса);
- методики классификации предметов по родовому и функциональному признаку, понимание содержания сюжетных картинок – для изучение мышления;
- методики, основанные на воспроизведении образов картинок или цифр (зрительная память), слов (слухоречевая память);
- комплекс тестовых компьютерных систем — для комплексного исследования когнитивных функций.
Результаты. При исследовании когнитивных функций с помощью выше указанных методик обнаружено, что близкое к норме интеллектуальное развитие высших психических функций отмечается у 50% пациентов с гемипаретической формой, у 33% — со спастической диплегией, 23% — с гиперкинетической формой, 4% — с атонически-астатической и у 3% пациентов с двойной гемиплегией. Задержка психического развития наблюдалась у 27% детей с атонически-астатической формой, у 25% — с гемипаретической, у 19% — со спастической диплегией, у 16% — с гиперкинетической формой заболевания, у 14% — с двойной гемиплегией. Умственная отсталость различной степени тяжести отмечалась у 83% больных с двойной гемиплегией, у 65% пациентов с атонически-астатической формой, у 61% — с гиперкинетической формой и 48% — со спастической диплегией.
Выводы. Своевременная и разносторонняя диагностика когнитивных расстройств при церебральном параличе позволяет расширить программу комплексной реабилитации детей с ЦП, сделать ее более полной и эффективной.
Диагностика когнитивных нарушений у детей с ЦП является одной из наиболее значимых задач, поскольку определяет как медицинской, так и социальной прогноз.
Автор: зав. психоневрологическим отделением №2, врач-психиатр Мирошниченко Е.Н.