Диагностика и реабилитация детей и подростков с болевым синдромом

Введение

Актуальность диагностики и реабилитации детей и подростков с болевым синдромом является важной задачей по преодолению и купированию боли. Известно, что у детей и подростков с болевым синдромом чаще всего выявляются симптомы боли в сочетании с депрессией, тревогой, астенией, бессонницей, гипервозбудимостью, нарушением эмоций и поведения.

Цель исследования. Проанализированы особенности диагностики и медицинской реабилитации детей и подростков с болевым синдромом

Материалы и методы. Были обследованы 2 группы детей и подростков (основная группа – 22 и контрольная – 18 человек). Для диагностики болевого синдрома были использованы методики САН (самочувствие, активность и настроение), нервно-психической адаптации (НПА), оценки уровня субъективного контроля (УСК), субъективной оценки состояния (СОС) и Спилбергера-Ханина (СП-Х). В основной группе реабилитационные мероприятия включали индивидуальную и групповую психотерапию, методики саморегуляции, мышечной релаксации и аутогенной тренировки. Групповые занятия проводили 2 раза в неделю (2 месяца) в течение 1,5 часов.

Результаты и их обсуждение. Полученные данные интегральной оценки по методике НПА после реабилитационных мероприятий в основной группе составило 3,6 стандартных баллов и свидетельствовало о достоверном снижении выявленных болезненных проявлений. По методике УСК было оценено отношение детей и подростков с болевым синдромом к проведенным реабилитационным мероприятиям. При этом была выявлена положительная динамика перехода экстернальности к интернальности с возрастанием от 4,3 до 5,9 стенов, что свидетельствовало о возрастании критичности и личной ответственности за благоприятный исход болевого синдрома. Показатель СОС после реабилитационных мероприятий в основной группе достоверно снизился с 21,3 до 12,5 баллов. Удалось добиться ремиссии длительностью свыше 3 месяцев у 14 человек, что составило 63,6% лиц основной группы. После осуществления мероприятий медицинской реабилитации показатели реактивной (χ2=56,5; С=0,87; р<0,05) и личностной тревоги (χ2=18,3; С=0,46; р<0,05) достоверно уменьшились и составили 41,7 и 40,9 условных показателей тревоги, соответственно.

Оценка показателей по методике САН свидетельствует, что осуществление медицинских реабилитационных мероприятий позволяет редуцировать симптомы боли, тревоги, астении, вегетативных нарушений, уменьшать раздражительность, нервозность, двигательную и психическую гипервозбудимость у большинства детей и подростков основной группы (63,6%). У детей и подростков основной группы была отмечена положительная динамика по клиническим показателям снижения страхов, чувства беспокойства, нервозности, взвинченности, суетливости, неусидчивости, тремора, непроизвольных движений руками, тревожным мыслям, снижению концентрации внимания, нарушению засыпания, головным болям, болям в спине и груди, обильного потоотделения и сердцебиения. По сравнению с показателями до реабилитации у детей и подростков основной группы было отмечено улучшение концентрации внимания, редуцировалась раздражительность, беспокойство и плаксивость.

При осуществлении реабилитационных мероприятий следует соблюдать ряд правил и принципов. В частности, реабилитация должна начинаться на ранних этапах лечения болевого синдрома. Комплексность реабилитации была достигнута участием в реабилитационном процессе мультидисциплинарной бригады в составе педиатров, врачей-альгологов, психотерапевтов, психиатров и психологов. Осуществлялось проведение непрерывного поэтапного и преемственного характера реабилитационных мероприятий в определенной последовательности в зависимости от специфики болевого синдрома. Партнерство достигалось с привлечением детей и подростков к активному участию в лечебно-реабилитационном процессе. Выполнялась индивидуальная программа реабилитации с подбором методов и средств восстановительной терапии в зависимости от пола, возраста, личностных особенностей ребенка и подростка, общего состояния и характера проводимого комплексного лечения и медицинской реабилитации. Реабилитационные мероприятия были направлены на возвращение детей и подростков к повторному участию в программах реабилитации для полного восстановления способности к обучению в школе.

Определено, что у детей и подростков основной группы с болевым синдромом реабилитационные мероприятия позволили купировать симптомы боли, укрепить веру в выздоровление, улучшить адаптацию, повысить мотивацию на преодоление боли. Очевидно, что целесообразно проводить аутогенную тренировку, саморегуляцию и мышечную релаксацию путем индивидуальной и групповой психотерапии.

Для профилактики рецидивов болевого синдрома рекомендуется проводить медицинские реабилитационные мероприятия по предупреждению обострений болевого синдрома; осуществлять комплекс мероприятий, направленных на повышение общей и иммунологической реактивности организма; поддержание способности к обучению на достигнутом уровне; улучшение общего состояния, способности по контролю своего поведения и предупреждение хронизации болевого синдрома.

Таким образом, медицинская реабилитация у детей и подростков с болевым синдромом представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятных отдаленных последствий боли. В этапы медицинской реабилитации детей и подростков с болевым синдромом целесообразно включать своевременную диагностику коморбидных психических нарушений, их профилактику и психокоррекцию.

Источник: ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С БОЛЕВЫМ СИНДРОМОМ

Давыдов А.Т.1, Бутко Д.Ю., Даниленко Л.А., Артамонова М.В.

Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.