Цели: Ребенок приспосабливается к ритму взрослого.
Материалы: Большой мяч (обычный или ролл), большое зеркало.
Ход игры: Взрослый предлагает игры пока еще в одном, ровном ритме. Ребенок сидит на коленях у взрослого, который в такт стиха приподнимает и опускает ребенка или раскачивает его влево-вправо, вперед-назад. Если ребенок сидит к нам спиной, то можно играть перед зеркалом; прыгать на мяче (взрослый сидит сзади ребенка, поддерживая его) — можно играть перед зеркалом. Примеры используемых стихов: Скок-поскок, молодой дроздок По водичку пошел, молодичку нашел. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом Ребята сидят: «ту-ту-ту, ту-ту-ту». Пыхтит паровоз. Далеко, далеко Ребят он завез. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. Тили-бом, тили-бом, Загорелся кошкин дом, Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом. Карусели-карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали. Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали. варианты: в машину, на поезд, в самолет Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой.
Меры предосторожности: Аккуратно и дозированно используем эти игры с детьми с эпилепсией. Детям с двигательными нарушениями подбираем стабильную и безопасную позу.
Условия проведения: Если ребенок освоил одно направление, например, прыгать на коленях у взрослого спиной к нему под определенный стишок, то мы можем сменить стишок и сесть перед зеркалом.
Результат: Ребенок подстраивается под ритм взрослого. Это важная способность как внутри контакта, так и с точки зрения сенсорной интеграции. Ритмичные игры перед зеркалом создают возможность дополнительной опоры на зрение, уменьшая таким образом вестибулярные страхи, и интеграцию зрительных и вестибулярных ощущений. Ребенок более активно осваивает перемещение тела в разных плоскостях и удерживает позу за счет группировки.
Тактильно-ритмичные игры
Цели: Устойчивое внимание к различным телесным ощущениям, ребенок приспосабливается к ритму взрослого.
Ход игры: Предлагаем ребенку различное тактильное воздействие по всему телу под стихи или истории: проводим ладонями, нажимаем, похлопываем, барабаним пальцами. По сравнению с предыдущим периодом здесь в тактильном взаимодействии появляются разнообразные движения. Воздействуем на все тело. Начинаем из зоны комфорта, с передней поверхности тела, чтобы ребенок видел взрослого, затем переходим на спину и заднюю поверхность ног. Ребенок находится в удобной для него позе – сидит или лежит. Пример игры: Как за нашим за двором Стоит чашка с творогом (гладим спинку или животик) Прилетели две тетери, (пощипываем или похлопываем) Поклевали — улетели, (пробегаем пальчиками) Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели (мягко нажать ладонью).
Результат: Внимание к разнообразным ощущениям, направленным на тело; распределение внимания по всему телу.
Сенсорные игры для рук
Игры с различными материалами
Цели: Через сенсорный опыт подготовить руки к хватанию.
Материалы: Лоточки с разными крупами – гречка, манка, фасоль; поднос с песком, таз с водой, тесто, глина, крахмал, краски для рук.
Ход игры:
с крупами: предлагаем потрогать разные крупы, опустить руки в емкость с крупой, сверху взрослый может посыпать крупой на руки ребенку. Взрослый свои руки тоже опускает рядом в крупу. Можно положить свои руки сверху на руки ребенка и подавить на крупу, усилив площадь соприкосновения. Даем столько времени, сколько надо каждому ребенку;
с водой: опускаем руки в тазик с водой, шлепаем по воде, подставляем руки под струю воды, можно использовать два тазика, с теплой и холодной водой;
с глиной: используем разную по консистенции глину – жидкую как сметана, более твердую, но легко прилипающую к рукам, и твердую, не прилипающую к рукам. Жидкой глиной обмазываем руки и делаем отпечатки, размазываем ее по поверхности (по зеркалу, деревянной доске). Со вторым видом глины – трогаем, жмем, мнем – смываем. С третьим видом глины – кладем руки на большой кусок в виде шара, получаем ощущение объема; на лепешку из глины кладем руки и делаем отпечатки рук, как всей кисти, так и каждого пальца; стучим ладонью, кулаком. Можно каждый палец облеплять глиной; с тестом: так же как с твердой глиной;
с крахмалом: разводим его с водой до состояния густой сметаны, трогаем получившуюся смесь, сжимаем ее, разжимаем, она растекается по пальцам;
с красками для рук: мажем руки краской и разглядываем их, размазываем по зеркалу краску.
Меры предосторожности: Используем пищевые красители и сами делаем краски из муки, крахмала – для детей, которые берут руки в рот. Следим, чтобы не было крупы во рту, если ребенок смеется, кашляет, активно передвигается.
Условия проведения: Ориентируемся на сенсорные предпочтения ребенка при выборе материала для занятий. Подбираем позу, в которой ребенку будет комфортно играть.
Игра с сенсорными ковриками
Материалы: Варежка с сенсорным покрытием, сенсорные коврики, бумага для выпечки, фольга. Ход игры: надеваем на одну руку сенсорную варежку, а другой рукой предлагаем ребенку ее потрогать; налепляем на обычную варежку кусочки цветного или малярного скотча и тоже предлагаем потрогать и посмотреть; предлагаем потрогать по очереди разные на ощупь коврики (гладкие, шершавые, колючие, ребристые, мягкие, твердые…), ткани; бумагу для выпечки – смять, пошуршать; фольгу – трогаем, мнем, ощупываем с привлечением зрения.
Результаты: ребенок получает много разнообразных тактильных ощущений в руках, это помогает снизить высокую чувствительность в руках, которая часто препятствует осваивать действия с предметами, приобретается важный тактильный опыт, с помощью которого рука подготавливается к хватанию; пальцы подстраиваются под форму или структуру материала, появляется их дифференциация; тактильное и зрительное внимание привлекается к рукам, происходит интеграция зрительных, слуховых, тактильных и кинестетических ощущений; при размазывании красок, глины по поверхности формируется зрительно-моторная координация, ребенок получает опыт движения руки по плоскости с тактильным обеспечением, рука подстраивается под рельеф поверхности, формируются внутрикистевые координации.
Игры на формирование дотягивания, хватания и отпускания предмета
Цели: Формирование дотягивания, хватания и отпускания предмета.
Материалы: Разные по форме, на ощупь, по фактуре предметы, удобные для захватывания: целлофановый пакет, немного надутый, в котором лежит 3–4 небольших предмета (каштаны, пуговицы); резиновые и пластмассовые трубочки; длинные предметы (поварешки пластмассовые, деревянные ложки); твердые плоские предметы (тарелки, крышки, диски); кубики, мячи, чашки, коробочки, миски, игрушки из мягкого пластика (при нажатии меняют форму), резиновые игрушки, бутылки из-под воды 0,3 л с крупой внутри, или мишурой, или одним–двумя шариками; мячик или шар на веревочке.
Ход игры: Взрослый протягивает ребенку предмет или кладет перед ним. Взрослый комментирует действия ребенка с предметом. Подносим предмет так, чтобы ребенок мог дотянуться то одной, то другой рукой до привлекательного предмета; предлагаем, чтобы участвовали в хватании две руки. Предлагаем предметы то слева, то справа, сверху или снизу, под разными углами. Как с небольшого расстояния, так и издалека, чтобы ребенок их брал то согнутой, то вытянутой рукой. Когда ребенок научится хватать неподвижный предмет, то можно медленно проводить его перед ребенком, чтобы он попробовал схватить движущийся предмет.
Условия проведения: Предлагаем ребенку в первый раз для знакомства не более двух видов предметов. Даем ребенку время на ориентировку – посмотреть, какие действия взрослый совершает с предметом, послушать, какие звуки издает предмет. Детям со спастикой в руках сначала предлагаем раскрыть кисть за счет подбора позы, в которой спастика уменьшается; можно погладить кисть ребенка с тыльной стороны, и пальцы раскроются.
Результат: Ребенок знакомится с различными свойствами предметов – тактильные ощущения от поверхности, температуры, формы предмета; зрительные – через фиксацию и прослеживание за предметом; слуховые; исследование ртом дает дополнительную информацию о форме, фактуре и температуре предмета. Формируется дотягивание руки до предмета, зрительно-моторная координация: так как поза еще недостаточно стабильна, то все время происходит соотнесение положения корпуса, вытянутой руки, пальцев и предмета. Формируются различные способы хватания: двумя руками по средней линии тела, кисти могут быть еще сжаты в кулаки, отдельно каждой рукой, ладонный захват, с противопоставлением большого пальца, хватание пальцами. Происходит адаптация кисти к предмету: разворот ее от мизинца к большому пальцу, пальцы подстраиваются под форму предмета.
Специалист по эргореабилитации Д.Ю.Кынина