Спасибо за теплые слова!!!

Здравствуйте, уважаемая Валентина Александровна!

Спасибо Вам огромное за возможность пройти реабилитацию в центре. Хочется выразить искреннюю благодарность всему коллективу ГУЗ ТО «Центра детской психоневрологии». Центр и все в нем работают на результат для наших детей. Спасибо за внимание и профессионализм!

С уважением, от всей семьи Рожук Юры

Вестибулярные ритмичные игры

Цели:  Ребенок приспосабливается к ритму взрослого.

Материалы:  Большой мяч (обычный или ролл), большое зеркало.

Ход игры: Взрослый предлагает игры пока еще в одном, ровном ритме. Ребенок сидит на коленях у взрослого, который в такт стиха приподнимает и опускает ребенка или раскачивает его влево-вправо, вперед-назад. Если ребенок сидит к нам спиной, то можно играть перед зеркалом;   прыгать на мяче (взрослый сидит сзади ребенка, поддерживая его) — можно играть перед зеркалом. Примеры используемых стихов: Скок-поскок, молодой дроздок По водичку пошел, молодичку нашел. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом Ребята сидят: «ту-ту-ту, ту-ту-ту». Пыхтит паровоз. Далеко, далеко Ребят он завез. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. Тили-бом, тили-бом, Загорелся кошкин дом, Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом. Карусели-карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали. Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали. варианты: в машину, на поезд, в самолет Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой.

Меры предосторожности: Аккуратно и дозированно используем эти игры с детьми с эпилепсией. Детям с двигательными нарушениями подбираем стабильную и безопасную позу.

Условия проведения: Если ребенок освоил одно направление, например, прыгать на коленях у взрослого спиной к нему под определенный стишок, то мы можем сменить стишок и сесть перед зеркалом.

Результат:  Ребенок подстраивается под ритм взрослого. Это важная способность как внутри контакта, так и с точки зрения сенсорной интеграции.  Ритмичные игры перед зеркалом создают возможность дополнительной опоры на зрение, уменьшая таким образом вестибулярные страхи, и интеграцию зрительных и вестибулярных ощущений.  Ребенок более активно осваивает перемещение тела в разных плоскостях и удерживает позу за счет группировки.

Тактильно-ритмичные игры

Цели: Устойчивое внимание к различным телесным ощущениям, ребенок приспосабливается к ритму взрослого.

Ход игры: Предлагаем ребенку различное тактильное воздействие по всему телу под стихи или истории: проводим ладонями, нажимаем, похлопываем, барабаним пальцами. По сравнению с предыдущим периодом здесь в тактильном взаимодействии появляются разнообразные движения. Воздействуем на все тело. Начинаем из зоны комфорта, с передней поверхности тела, чтобы ребенок видел взрослого, затем переходим на спину и заднюю поверхность ног. Ребенок находится в удобной для него позе – сидит или лежит. Пример игры: Как за нашим за двором Стоит чашка с творогом (гладим спинку или животик) Прилетели две тетери, (пощипываем или похлопываем) Поклевали — улетели, (пробегаем пальчиками) Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели (мягко нажать ладонью).

Результат:  Внимание к разнообразным ощущениям, направленным на тело; распределение внимания по всему телу.

Сенсорные игры для рук

Игры с различными материалами

Цели:  Через сенсорный опыт подготовить руки к хватанию.

Материалы:  Лоточки с разными крупами – гречка, манка, фасоль; поднос с песком, таз с водой, тесто, глина, крахмал, краски для рук.

 Ход игры: 

с крупами: предлагаем потрогать разные крупы, опустить руки в емкость с крупой, сверху взрослый может посыпать крупой на руки ребенку. Взрослый свои руки тоже опускает рядом в крупу. Можно положить свои руки сверху на руки ребенка и подавить на крупу, усилив площадь соприкосновения.  Даем столько времени, сколько надо каждому ребенку; 

 с водой: опускаем руки в тазик с водой, шлепаем по воде, подставляем руки под струю воды, можно использовать два тазика, с теплой и холодной водой;

 с глиной: используем разную по консистенции глину – жидкую как сметана, более твердую, но легко прилипающую к рукам, и твердую, не прилипающую к рукам. Жидкой глиной обмазываем руки и делаем отпечатки, размазываем ее по поверхности (по зеркалу, деревянной доске). Со вторым видом глины – трогаем, жмем, мнем – смываем. С третьим видом глины – кладем руки на большой кусок в виде шара, получаем ощущение объема; на лепешку из глины кладем руки и делаем отпечатки рук, как всей кисти, так и каждого пальца; стучим ладонью, кулаком. Можно каждый палец облеплять глиной;  с тестом: так же как с твердой глиной; 

с крахмалом: разводим его с водой до состояния густой сметаны, трогаем получившуюся смесь, сжимаем ее, разжимаем, она растекается по пальцам;

с красками для рук: мажем руки краской и разглядываем их, размазываем по зеркалу краску.

Меры предосторожности:  Используем пищевые красители и сами делаем краски из муки, крахмала – для детей, которые берут руки в рот. Следим, чтобы не было крупы во рту, если ребенок смеется, кашляет, активно передвигается.

Условия проведения:  Ориентируемся на сенсорные предпочтения ребенка при выборе материала для занятий. Подбираем позу, в которой ребенку будет комфортно играть.

Игра с сенсорными ковриками

Материалы: Варежка с сенсорным покрытием, сенсорные коврики, бумага для выпечки, фольга. Ход игры:  надеваем на одну руку сенсорную варежку, а другой рукой предлагаем ребенку ее потрогать; налепляем на обычную варежку кусочки цветного или малярного скотча и тоже предлагаем потрогать и посмотреть;  предлагаем потрогать по очереди разные на ощупь коврики (гладкие, шершавые, колючие, ребристые, мягкие, твердые…), ткани; бумагу для выпечки – смять, пошуршать;  фольгу – трогаем, мнем, ощупываем с привлечением зрения.

Результаты:  ребенок получает много разнообразных тактильных ощущений в руках, это помогает снизить высокую чувствительность в руках, которая часто препятствует осваивать действия с предметами, приобретается важный тактильный опыт, с помощью которого рука подготавливается к хватанию;  пальцы подстраиваются под форму или структуру материала, появляется их дифференциация;  тактильное и зрительное внимание привлекается к рукам, происходит интеграция зрительных, слуховых, тактильных и кинестетических ощущений;  при размазывании красок, глины по поверхности формируется зрительно-моторная координация, ребенок получает опыт движения руки по плоскости с тактильным обеспечением, рука подстраивается под рельеф поверхности, формируются внутрикистевые координации.

 

Игры на формирование дотягивания, хватания и отпускания предмета

Цели: Формирование дотягивания, хватания и отпускания предмета.

Материалы:  Разные по форме, на ощупь, по фактуре предметы, удобные для захватывания: целлофановый пакет, немного надутый, в котором лежит 3–4 небольших предмета (каштаны, пуговицы); резиновые и пластмассовые трубочки; длинные предметы (поварешки пластмассовые, деревянные ложки); твердые плоские предметы (тарелки, крышки, диски); кубики, мячи, чашки, коробочки, миски, игрушки из мягкого пластика (при нажатии меняют форму), резиновые игрушки, бутылки из-под воды 0,3 л с крупой внутри, или мишурой, или одним–двумя шариками; мячик или шар на веревочке.

Ход игры:  Взрослый протягивает ребенку предмет или кладет перед ним. Взрослый комментирует действия ребенка с предметом. Подносим предмет так, чтобы ребенок мог дотянуться то одной, то другой рукой до привлекательного предмета; предлагаем, чтобы участвовали в хватании две руки. Предлагаем предметы то слева, то справа, сверху или снизу, под разными углами. Как с небольшого расстояния, так и издалека, чтобы ребенок их брал то согнутой, то вытянутой рукой. Когда ребенок научится хватать неподвижный предмет, то можно медленно проводить его перед ребенком, чтобы он попробовал схватить движущийся предмет.

Условия проведения:  Предлагаем ребенку в первый раз для знакомства не более двух видов предметов. Даем ребенку время на ориентировку – посмотреть, какие действия взрослый совершает с предметом, послушать, какие звуки издает предмет. Детям со спастикой в руках сначала предлагаем раскрыть кисть за счет подбора позы, в которой спастика уменьшается; можно погладить кисть ребенка с тыльной стороны, и пальцы раскроются.

Результат:  Ребенок знакомится с различными свойствами предметов – тактильные ощущения от поверхности, температуры, формы предмета; зрительные – через фиксацию и прослеживание за предметом; слуховые; исследование ртом дает дополнительную информацию о форме, фактуре и температуре предмета. Формируется дотягивание руки до предмета, зрительно-моторная координация: так как поза еще недостаточно стабильна, то все время происходит соотнесение положения корпуса, вытянутой руки, пальцев и предмета. Формируются различные способы хватания: двумя руками по средней линии тела, кисти могут быть еще сжаты в кулаки, отдельно каждой рукой, ладонный захват, с противопоставлением большого пальца, хватание пальцами. Происходит адаптация кисти к предмету: разворот ее от мизинца к большому пальцу, пальцы подстраиваются под форму предмета.

Специалист по эргореабилитации                      Д.Ю.Кынина

Работа выездной бригады специалистов

Состоялись выезды бригады специалистов:

02.04. — 03.04.2024г. для осмотра организованных детей, прибывших на оздоровление из Белгородской области в село Бунырево Алексинского района Тульской области (Парк-отель «Шахтер») в следующем составе: врач-невролог, врач физической и реабилитационной медицины, заведующий центром патологии речи, логопед, медицинский психолог. Осмотрено 27 детей, прибывших на отдых и оздоровление из Белгородской области.

04.04.2024г. для проведения осмотров организованных детей в пос.Дубна Дубенского района Тульской области (МБОУ «Дубенская СОШ») в следующем составе: врач-педиатр, врач ультразвуковой диагностики, врач-невролог, врач-детский эндокринолог, врач-сурдолог-оториноларинголог. Осмотрено 72 ребенка, проведено консультаций специалистами – 432, диагностических исследований – 144.

05.04.2024 для проведения профилактических осмотров организованных детей в пос. Первомайский Ясногорского района Тульской области (МОУ «Первомайская СШ») в следующем составе: врач-педиатр, врач-невролог, врач ультразвуковой диагностики, врач-детский эндокринолог, врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог. Осмотрено 40 детей, проведено консультаций специалистами – 240, диагностических исследований – 80.

 

С 1 по 7 апреля НЕДЕЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (в честь Всемирного дня здоровья 7 апреля)

Здоровье, по определению ВОЗ – это не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов, и определяется на 20% средой обитания, на 20% наследственностью, на 50 % определяется образом жизни, и только 10% его зависит от системы здравоохранения.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от него самого.

Своевременная профилактика, здоровый образ жизни, ответственное отношение к себе и окружающим, выбор товаров и услуг, не наносящих вреда здоровью и окружающей среде, всё это – необходимые условия сохранения здоровья и долголетия, предотвращения заболеваний.

Здоровье и здоровый образ жизни – это главная ценность в жизни, радостное ощущение своего существования в этом мире. Реализация интеллектуального, нравст­венно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

ВОЗ констатирует, что неинфекционные заболевания в 70 % случаев являются причиной преждевременной смерти, поэтому укрепление здоровья населения одна из актуальных задач здравоохранения, важным аспектом которой является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ, по определению ВОЗ – оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Как показано в многочисленных исследованиях, следование основам ЗОЖ (регулярные физические нагрузки, отказ от вредных привычек, качественное сбалансированное питание, управление стрессом) приводит к оздоровлению организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности.

— Снижается риск многих проблем, связанных со здоровьем, во всех возрастных группах: смертность от всех причин и сердечно- сосудистая смертность у здоровых лиц и страдающих данными заболеваниями

Чтобы оставаться здоровым как можно дольше, ВОЗ рекомендует:

  • Вести активный образ жизни. Сидячая работа должна компенсироваться физическими нагрузками после трудового дня не менее 150 минут умеренной или 75 минут интенсивной физической нагрузки в неделю.
  • Правильно питаться. В рационе должно быть не менее 400 г овощей и фруктов в день, цельнозерновые крупы, мясо – его нежирные сорта, орехи, сухофрукты. Соль, сахар, жиры надо ограничивать. В качестве способа кулинарной обработки продуктов лучше выбрать приготовление на пару, тушение, запекание. Особенно важно ограничивать потребление соли – не более 5 г в день.
  • Беречь себя от психоэмоциональных перегрузок и избегать стрессогенных ситуаций. Занимайтесь деятельностью, приносящую радость и душевное удовольствие. Это замедлит возрастные процессы, поддержит активность и хорошее настроение.
  • Соблюдать баланс труда и отдыха, уделять сну достаточное количество часов – не менее 7-8 – для полноценного восстановления организма.
  • Отказаться от вредных привычек, в первую очередь, от курения (в том числе вейпинг, кальян) и от злоупотребления алкоголем.
  • Будьте медицински активны! Своевременно посещайте врача, проходите профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, вакцинируйтесь.

Здоровый образ жизни – совокупность норм и правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма человека. Это стиль жизни, направленный на отказ от вредных привычек, профилактику болезней и укрепление здоровья.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование). Частые проблемы:

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.

Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших почемучек, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, поликлиники, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь наших детей менее аграмматичной.

Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка, 4-6 лет, ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.

Что должны знать родители?

Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».

 

 

 Этапы развития грамматического строя речи:

Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе – используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.

Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.

Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки «рогаются» — бодаются, «насупился» — наелся супа, и так далее. И это нормально.

С самого раннего возраста необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками. И малыш будет овладевать грамматическим строем языка, стараясь подражать речи взрослых.

Но грамматическая система русского языка очень сложна и зачастую бывает недостаточно просто речевого общения и требуется неоднократное повторение той или иной конструкции во время игры с предметами, на прогулке, во время бытовых дел дома. Пользуясь различными вещами, выполняя не сложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними. Жизненные впечатления составляют основу овладения грамматическим строем языка.

Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.

Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.

 

Игры на развитие лексико-грамматичекого строя речи

 

  1. Покажи на себе и на кукле и назови: Голова-головка. Нога — ножка. Затылок. Губы. Рука. Щёки ( части тела)
  2. Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец — огурцы. Баклажан -… Редька -… Помидор -… Кабачок -… Редиска -… Боб -… Тыква -… Патиссон -…
  3. Следующая игра: «Считай овощи до трёх по образцу»: Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец. Одна редиска. Один баклажан. Одна морковка. Один кабачок. Одна репка. Один боб. Одна редька.
  4. Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». — У меня есть свежая капуста. — У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька и т.д.
  5. «Подбери как можно больше слов» ребенок подбирает определения к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
  6. Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол-столик Булка -… Стул -… Чашка -… Салфетка -… Тарелка -… Огурец -… Конфета -… Диван -… Полка -… Нож -… Кружка -…
  7. Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко –яблоки. Груша-
  8. Затем проведите игру «Много-один». Апельсины апельсин Абрикосы — абрикос. Помидоры –помидор- Огурец, мандарин, лимон и т. д.
  9. Угра «Дополнить предложения, изменив слово в скобках». В корзине лежит один (помидор).
  10. В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
  11. Игра «Подбери словечко». Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца. Синие Тёплые Металлические Вязаные Шерстяные Пластмассовые Существительные должны быть всех трёх родов.
  12. Проведите игру «Большой-маленький». Шапка шапочка Кофта -… Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки
  13. Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).
  14. Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. Они сидят на диване. Он бежит по дорожке. Он поёт песню. Он рисует солнце. Он идёт домой. Он колет дрова.
  15. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки собачий хвост. Молоко коровы коровье молоко. Грива льва Зубы тигра Копыта лошади Шерсть кролика Рога лося Усы кошки Следы зайца.
  16. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки беличья шуба. Воротник из норки Шапка из лисы Накидка из соболя Одеяло из шерсти верблюда Шапка из пуха кролика.
  17. Игра «На что похоже?». Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные), например: солнце, как мяч, круглое. Трава, как изумруд «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов определений.Например: Рукавички новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
  18. Задание «Дай полные ответы на вопросы».  Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?
  19. Игра «Сосчитай-ка». Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
  20. Задание «Малыш». Изменить по образцу: Белый беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий

 

 Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

 

Подготовила логопед Фомичева Е.В.

 

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. Термин «расстройства аутистического спектра» (РАС) охватывает ряд определенных характеристик. При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди с РАС могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.

Для аутизма, в первую очередь, характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве, сохраняясь в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев они проявляются в первые пять лет жизни.

РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.

По оценкам ВОЗ, один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая сильно варьируется в разных исследованиях. Согласно недавним данным, оцениваемые показатели значительно выше. В частности, в 2020 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал новую статистику – РАС встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаще, чем у девочек. По данным ВОЗ, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.

Причины РАС до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

За последние годы ученые открыли десятки генов, связанных с аутизмом, однако мутации в них не могут полностью объяснить ни одного случая развития этой болезни в целом и ее отдельных симптомов в частности.

Раннее диагностирование аутизма, надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.

Способов вылечить РАС в настоящее время нет. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия и программы обучения для родителей и других лиц, обеспечивающих уход, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.

В ноябре 2018 года при поддержке фонда «Обнаженные сердца» и фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» РИА Новости запустило свой первый проект в формате виртуальной реальности (VR) «Механика аутизма». Соответствующее мобильное приложение дает возможность пользователю почувствовать себя человеком с расстройством аутистического спектра (РАС) и взглянуть на мир его глазами. При этом пользователь может не только пассивно воспринимать историю, но и взаимодействовать с ней: ходить, брать предметы, общаться с другими персонажами. Проект одержал победу во Всероссийском конкурсе «В союзе слова и добра» в номинации Digital-проект, получил серебряную награду международного конкурса Communicator Awards, а также завоевал премию Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA) European Digital Media Awards, получив второе место в номинации «Лучшее использование онлайн-видео, включая VR».

С 2008 года ежегодно 2 апреля в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также для привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма в мире по инициативе фонда Autism Speaks проходит акция «Зажги синим» (Light It Up Blue). Синий – официальный цвет организации. В этот день в странах, присоединившихся к акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В России акция проводится с 2013 года, первым городом-участником стала Москва, вслед за ней подтянулись Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Кострома, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Симферополь, Тюмень и другие города.

Диагностическая значимость методов нейровизуализации у новорожденных детей с пороками развития внутренних органов

 

По материалам статьи 

С.О. Тебердиева, Л.В. Ушакова, Е.А. Филиппова, В.Г. Быченко, Е.И. Дорофеева, А.А. Буров, Д.Н. Дегтярев

ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия Diagnostic value of neuroimaging techniques in newb

В структуре младенческой смертности аномалии развития занимают третье место. Современные успехи реаниматологии, неонатологии и детской хирургии в последние десятилетия определили возможность оказания неотложной помощи новорожденным детям с тяжелыми пороками развития. Тяжесть состояния таких детей при рождении зачастую обусловлена легочно-сердечной недостаточностью, нестабильной гемодинамикой, что повышает риск перинатального поражения ЦНС. Традиционно в качестве основного метода ранней диагностики структурных поражений головного мозга у новорожденных детей используется нейросонография. Широкое применение этого метода связано с общедоступностью, безопасностью и малой инвазивностью. Метод бесценен в диагностике поражений головного мозга у детей, находящихся в отделении реанимации, транспортировка которых для проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ) невозможна в связи с тяжестью состояния.

Более точная информация о наличии и характере структурных изменений ЦНС может быть получена на основании МРТ. Помимо более высокой степени детализации анатомических структур головного мозга, этот метод характеризуется отсутствием лучевой нагрузки на организм, возможностью исследования в различных плоскостях, не перемещая пациента, и высоким тканевым контрастом. Кроме того, МРТ является стандартизованным воспроизводимым методом, что делает его более объективным по сравнению с другими видами нейровизуализации, включая нейросонографию. Недостатком метода является необходимость специальной подготовки пациента (транспортировка, дополнительная медикаментозная седация, необходимость магнит-совместимого кувеза для критически тяжелых новорожденных и др.) и существенно более высокая стоимость. Как правило, показанием к данному исследованию является неврологический статус ребенка в совокупности с данными лабораторно-инструментальных методов обследования.          Накопленный в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова опыт дополнительного обследования новорожденных в пред- и послеоперационном периодах позволяет выяснить частоту структурных поражений ЦНС у детей с врожденными пороками внутренних органов и уточнить клиническую информативность каждого из используемых методов.

Цель исследования: установить частоту и характер поражений головного мозга методами нейровизуализации, определяющими транзиторные и необратимые поражения функции ЦНС у новорожденных детей с пороками развития внутренних органов в периоперационном периоде.

Характеристика детей и методы исследования

Для достижения поставленной цели проанализированы 243 истории болезни детей с врожденными пороками внутренних органов. Все дети были рождены в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова в период с 14 января 2014 г. по 23 февраля 2015 г. Из 243 новорожденных 211 (87%) были доношенными (37– 41 (38,4+0,9) нед), 32 (13%) – недоношенными (32– 36 (35,2+1,1) нед). Распределение по полу было следующим: 117 (48%) девочек и 126 (52%) мальчиков. Дети родились с оценкой по шкале Апгар от 4 до 9 (7,2+1,8) баллов на 1-й минуте жизни и от 5 до 9 (8,3+2,0) баллов на 5-й минуте жизни, 16% (n=37) детей испытывали асфиксию средней степени тяжести при рождении, тяжелую асфиксию перенесли 0,8% (n=2) новорожденных.

На основании данных пренатальной диагностики сразу после рождения детей переводили в отделение хирургии, реанимации и интенсивной терапии новорожденных для углубленного обследования, и хирургического лечения.

Наиболее часто поступали в отделение дети с пороками развития почек (24%), на втором месте по частоте – порок развития передней брюшной стенки – гастрошизис (15%), на третьем месте – пороки развития легких и киста яичника (по 11%). Остальные врожденные пороки встречались реже. Более 80% (n=197) детей требовалась хирургическая коррекция врожденных пороков развития, из них 36% (n=71) были оперированы в первые 4–8 ч от момента рождения, 22% (n=43) – к концу 1-х суток жизни. Остальные дети были оперированы в период с 2-х до 18-х суток жизни.

В связи с поставленной целью выявления факторов риска перинатального поражения ЦНС в дооперационном, интраоперационном и послеоперационном периодах всем детям оценивался неврологический статус, проводилось скрининговое нейросонографическое исследование (трехкратно) и нейрофизиологические методы исследования (ЭЭГ, амплитуд-интегрированная ЭЭГ – аЭЭГ). В соответствии с внутренним протоколом отделения нейросонографию осуществляли в первые часы после рождения (4,9±1,7 ч), перед оперативным вмешательством, через 24–48 ч после оперативного вмешательства и далее не реже 1 раза в неделю. Исследование проводили врачи отделения ультразвуковой (УЗ) диагностики в неонатологии и педиатрии на УЗ-аппарате экспертного класса SIEMENS Acuson S2000.

Неврологический осмотр обследуемых больных проводился согласно стандартизованным методикам с учетом гестационного возраста ребенка (Бондаренко Е.С., Журба Л.Т., Мастюкова Е.А., Dubwits L.M.S., Prechtl H.F.R., Шабалов Н.П., Пальчик А.Б.) до операции и в послеоперационном периоде после отмены обезболивающих средств. Неврологический статус оценен у 16% больных в дооперационном периоде и у 54% – после хирургического лечения. Мониторинг церебральной функции (аЭЭГ) выполнен 15 (6,2%) детям в непрерывном режиме в течение 24 ч аппаратом Natus Olimpic Brainz Monitor. У 8 (3,3%) детей были обнаружены изменения паттерна аЭЭГ – проведена стандартная ЭЭГ аппаратом Энцефалан-ЭЭГ 19/26 Медиком МТД.

МРТ-исследование было проведено у 15 (6,2%) из 243 новорожденных c врожденными пороками внутренних органов. В том числе 4 ребенка страдали врожденной диафрагмальной грыжей, по 2 ребенка – гастрошизисом, гидронефрозом, стенозом двенадцатиперстной кишки, множественными врожденными пороками развития, по 1 ребенку – аденоматозом легкого, бронхогенной кистой, омфалоцеле. Исследование осуществляли на аппарате Siemens Magnetom Verio с индукцией магнитного поля 3 Tл, оснащенном специализированной педиатрической катушкой для обследования головного мозга, системой контроля жизненно важных функций (SpO2, ЧCC) и МР-совместимым аппаратом искусственной вентиляции легких. МРТ головного мозга проводилась в режимах: T1, T2, DWI, FLAIR, SWI, времяпролетной магнитно-резонансной ангиографии (МР-АГ), в том числе у 2 детей в режиме контрастной МР-АГ.

 Результаты

По результатам комплексного неврологического и клинико-инструментального обследования детей с врожденными пороками внутренних органов более 42% (n=102) имели признаки поражения ЦНС. Основными проявлениями перинатального поражения ЦНС были: синдром угнетения – у 34 (33%), изменение мышечного тонуса и двигательные нарушения – у 59 (58%), судорожный синдром – у 6 (6%), что и соответствовало результатам, полученным при использовании методов нейровизуализации, аЭЭГ и ЭЭГ. Получилось, что в раннем и позднем постоперационном периодах, а также перед выпиской синдром двигательных нарушений регистрировался у 8–10 (8–9%) детей. Синдром мышечной дистонии устанавливался неврологом чаще всего перед выпиской и наблюдался у 38 детей. Гипертензионно-гидроцефальный синдром был выявлен в постоперационном периоде у 3 детей с врожденной диафрагмальной грыжей и потребовал вентрикулоперитонеального шунтирования. Судорожный синдром до операции на блюдался у 1 (1%) ребенка, после операции – у 6 (6%) новорожденных с трансформацией в диагноз эпилепсии у 2 (2%) детей.

Наиболее тяжелые неврологические проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии имели дети с врожденной диафрагмальной грыжей. Энцефалопатия у этих детей сочеталась с высокой легочной гипертензией, повышенным давлением в системе верхней полой вены, что влияло на церебральную гемодинамику и ее ауторегуляцию.

Хирургическая коррекция таких врожденных пороков, как гастрошизис и омфалоцеле, приводит к повышению внутрибрюшного давления и сказывается на гемодинамике в системе нижней полой вены и аорты, а также влияет на почечный кровоток.

У 50% детей с признаками поражения ЦНС, по данным нейросонографии, были выявлены различные структурные изменения головного мозга. Из них наиболее часто встречалось расширение наружных и внутренних ликворных пространств, внутрижелудочные кровоизлияния различной степени тяжести.

МРТ головного проводилась 15 из 53 детей с выявленными при нейросонографии структурными поражениями ЦНС. По данным МРТ, внутрижелудочковые кровоизлияния обнаружены у 8 (3,3%) из 243 пациентов с пороками развития внутренних органов, подоболочечные (субдуральные и субарахноидальные) кровоизлияния – у 3 (1,2%), церебральные кисты – у 1 (0,4%), паренхиматозные кровоизлияния – у 2 (0,8%). Тромбоз церебральных синусов методом МРТ был выявлен у 3 (1,2%) детей, у 1 (0,4%) ребенка имелись косвенные признаки этого нарушения по данным нейросонографии. Расширение наружных и внутренних ликворных пространств в сочетании с внутрижелудочковыми кровоизлияниями различной степени тяжести, расширением субдурального пространства наблюдалось чаще в группе детей с врожденной диафрагмальной грыжей – у 15 (20%). Замедленный кровоток и перегрузка системы верхней полой вены у 3 детей осложнились внутричерепной гипертензией, внутрижелудочковыми кровоизлияниями различной степени тяжести, церебральным синус-тромбозом, структурным повреждениям головного мозга с клиническими проявлениями гипоксически-ишемической энцефалопатии, определяя в дальнейшем неврологический исход. Острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне правой задней мозговой артерии с поражением правой таламической области было выявлено у 1 ребенка с врожденной диафрагмальной грыжей в сочетании с коарктацией аорты (подтверждено по данным и нейросонографии, и МРТ).

Выводы В результате комплексного неврологического и клинико-инструментального обследования детей с врожденными пороками внутренних органов более чем у 40% установлены клинические признаки поражения ЦНС, которые в большинстве случаев – у 55 (54%) детей имели транзиторный характер, а у 22 (22%) – и органическую природу и сочетались со структурными изменениями головного мозга. Наиболее серьезные неврологические нарушения отмечались у детей с врожденной диафрагмальной грыжей, гастрошизисом, омфалоцеле, множественными врожденными пороками, тяжелыми пороками развития легких в связи с развивающимися гемодинамическими расстройствами, влияющими на мозговой кровоток.

Для полноценной оценки факторов риска дети с врожденными пороками нуждаются в амбулаторном катамнестическом наблюдении с оценкой психомоторного развития. Нейросонография и МРТ являются взаимодополняющими методами диагностики врожденных и перинатальных поражений головного мозга.

 

Материал подготовила врач ультразвуковой диагностики

Литвинова Г.В.

Работа выездной бригады специалистов

Состоялись выезды бригады специалистов:

28.03.2024 для проведения осмотров организованных детей в г. Ясногорск Тульской области (МДОУ «Детский сад № 3», МДОУ «Детский сад № 1») в следующем составе: врач-педиатр, врач ультразвуковой диагностики, врач-детский эндокринолог. Осмотрено 93 ребенка, проведено консультаций специалистами – 558, диагностических исследований – 144.

29.03.2024 для проведения профилактических осмотров организованных детей в пос. Куркино Куркинского района Тульской области (Куркинская начальная школа-сад, Куркинский детский сад № 1 «Родничок», Куркинский детский сад № 2) в следующем составе: врач-педиатр, врач ультразвуковой диагностики, врач-детский эндокринолог, врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог. Осмотрено 102 ребенка, проведено консультаций специалистами – 612, диагностических исследований – 204.

29.03.2024 – Алексинский р-н, парк-отель «Шахтер» в следующем составе: психолог, дефектолог и инструктор-методист. Осмотрено 20 детей с ментальными нарушениями, прибывших на отдых и оздоровление из Белгородской области.