Что же такое кризисы детского возраста?
Это переходные этапы от одного стабильного жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований.
Календарь кризисов
- раннего детства – в 1-1,5 года;
- 3-х лет – между 2 и 4 годами;
- 7-лет – между 6 и 8 годами;
- пубертатный – в 12-14 лет.
Кризис первого года жизни
Переход от младенчества к раннему детству.
Ребенок стремиться познать окружающий мир всеми известными ему способами. С обучением ходьбе расширяется доступное пространство; появляется автономная речь (выражают эмоции звуками); происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
Какие же симптомы кризиса 1 года? |
Что делать? |
· громкий плач без слёз;
· требовательные интонации; · опасное любопытство (тянется ко всему запретному); · протесты против действий взрослых (например, срывают одежду); · протесты против привычного режима (например, отказываются есть); · непоседливость; · назойливость. |
· обеспечить бытовую безопасность · всесторонне развивать · отрабатывать категорические запреты с помощью «надо» и «нельзя».
|
Кризис 3 лет
Переход к дошкольному возрасту.
Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, отдельной от родителей, стремится к независимости, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Какие же симптомы кризиса 3х лет? |
Что делать? |
· Негативизм (стремление делать все наоборот);
· Строптивость (ребенок против привычного образа жизни); · Упрямство; · Бунт; · Деспотизм (ребенок заставляет родителей делать все, что он требует); · Обесценивание (рвет книги, ломает игрушки); · Своеволие (ребенок хочет делать все сам, даже если не умеет); · отдаление от родителей; · патологическая, ничем не объяснимая жадность; · вредность; · ревность; · необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
|
· Избегать диктата и гиперопеки; · Поощрять самостоятельность; · Быть терпеливыми; · Не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга; · Искать компромисс, через креативное переключение; · Акцентировать внимание на хороших поступках; · Быть последовательными. Установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого (иначе ребенок начнет манипулировать вами); · Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
|
Кризис 7 лет
На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Какие же симптомы кризиса 7ми лет? |
Что делать? |
· Негативизм (возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией «как будто не слышит»);
· Капризность, раздражительность; · Обостренная реакция на критику. Ожидание похвалы; · Непослушание (споры, отказ выполнять указания); · Демонстративная «взрослость», вплоть до карикатуры, манеры поведения); · Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (не хотят выглядеть «как маленькие». |
· Принимать взрослость; · Подавать позитивный личный пример; · У ребенка должны быть четкие обязанности; · Предоставлять право выбора; · Не критиковать взрослых в их присутствии; · Поощрять общение со сверстниками; · Не сравнивать с остальными. · Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе; · Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться; · Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя. |
Подростковый кризис
В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Какие же симптомы кризиса 13 лет? |
Что делать? |
· Негативизм;
· Потеря интереса к старым увлечениям; · Враждебность, конфликтность; · Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение; · Стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным; · Вспыльчивость, импульсивность; · Снижение успеваемости в школе; · Страх перед будущим; · Повышенная чувствительность к критике.
|
· Разговаривать, как со взрослыми, без шантажа и нотаций; · Искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»; · Не навязывать свое мнение; · Вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение; · Поддерживать доброжелательные, доверительные отношения; · Относиться с пониманием и терпением; · Искренне интересоваться их увлечениями; · Делегировать ряд обязанностей как выражение доверия; · Не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание.
|
Материал подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.