Кризисы детского возраста

Что же такое кризисы детского возраста?

Это переходные этапы от одного стабильного жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований.

Календарь кризисов

  1. раннего детства – в 1-1,5 года;
  2. 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  3. 7-лет – между 6 и 8 годами;
  4. пубертатный – в 12-14 лет.

Кризис первого года жизни

Переход от младенчества к раннему детству.

Ребенок стремиться познать окружающий мир всеми известными ему способами. С обучением ходьбе расширяется доступное пространство; появляется автономная речь (выражают эмоции звуками); происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

 

Какие же симптомы кризиса 1 года?

Что делать?
·        громкий плач без слёз;

·        требовательные интонации;

·        опасное любопытство (тянется ко всему запретному);

·        протесты против действий взрослых (например, срывают одежду);

·        протесты против привычного режима (например, отказываются есть);

·        непоседливость;

·        назойливость.

·        обеспечить бытовую безопасность

·        всесторонне развивать

·        отрабатывать категорические запреты с помощью «надо» и «нельзя».

 

Кризис 3 лет

Переход к дошкольному возрасту.

Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, отдельной от родителей, стремится к независимости, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

 

Какие же симптомы кризиса 3х лет?

Что делать?
·        Негативизм (стремление делать все наоборот);

·        Строптивость (ребенок против привычного образа жизни);

·        Упрямство;

·        Бунт;

·        Деспотизм (ребенок заставляет родителей делать все, что он требует);

·        Обесценивание (рвет книги, ломает игрушки);

·        Своеволие (ребенок хочет делать все сам, даже если не умеет);

·        отдаление от родителей;

·        патологическая, ничем не объяснимая жадность;

·        вредность;

·        ревность;

·        необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

 

·        Избегать диктата и гиперопеки;

·        Поощрять самостоятельность;

·        Быть терпеливыми;

·        Не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;

·        Искать компромисс, через креативное переключение;

·        Акцентировать внимание на хороших поступках;

·        Быть последовательными. Установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого (иначе ребенок начнет манипулировать вами);

·        Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

 

Кризис 7 лет

На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

 

Какие же симптомы кризиса 7ми лет?

Что делать?
·        Негативизм (возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией «как будто не слышит»);

·        Капризность, раздражительность;

·        Обостренная реакция на критику. Ожидание похвалы;

·        Непослушание (споры, отказ выполнять указания);

·        Демонстративная «взрослость», вплоть до карикатуры, манеры поведения);

·        Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (не хотят выглядеть «как маленькие».

·        Принимать взрослость;

·        Подавать позитивный личный пример;

·        У ребенка должны быть четкие обязанности;

·        Предоставлять право выбора;

·        Не критиковать взрослых в их присутствии;

·        Поощрять общение со сверстниками;

·        Не сравнивать с остальными.

·        Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе;

·        Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться;

·        Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

 

Какие же симптомы кризиса 13 лет?

Что делать?
·        Негативизм;

·        Потеря интереса к старым увлечениям;

·        Враждебность, конфликтность;

·        Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение;

·        Стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;

·        Вспыльчивость, импульсивность;

·        Снижение успеваемости в школе;

·        Страх перед будущим;

·        Повышенная чувствительность к критике.

 

·        Разговаривать, как со взрослыми, без шантажа и нотаций;

·        Искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;

·        Не навязывать свое мнение;

·        Вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;

·        Поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;

·        Относиться с пониманием и терпением;

·        Искренне интересоваться их увлечениями;

·        Делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;

·        Не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание.

 

Материал подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.