7 причин детского плача

— М-а-а-ам!…. А ма-а-ама-а-а! — плачет ребенок.

Мама внутренне закипает. Слышать изо дня в день этот стон просто невыносимо.

  • Кто-то раздражается и срывается на ребенке.
  • Кто-то нетерпеливо одергивает сына или дочку, призывая говорить нормально
  • Кто-то спешит исполнить все хотелки, лишь бы не плакал так, выматывая душу.

Что же это за плач? В чем его причины?

Перед вами чек-лист «7 причин детского плача». Если ваш ребенок часто плачет, проверьте, где может быть источник такого поведения, устраните причину и займитесь профилактикой:

  1. Ребенок не чувствует себя в состоянии помочь себе самому. Он «еще маленький»

Хныканье и плач более свойственен младенцам (доречевая стадия). Для них это — единственный способ позвать маму, чтобы сообщить о своем дискомфорте или о желании общения.

Если ребенок уже прошел начальную стадию в развитии речи (после 1,5 — 2 лет), может короткими фразами сообщить о себе и при этом выбирает плач как способ общения с мамой или папой, нужно проанализировать, нет ли гипер- или гипоопеки по отношению к ребенку. Достаточно ли восполняются базовые потребности ребенка, обучается ли новым умениям и навыкам? Нет ли регресса в поведении как ответ на изменившиеся условия в семье (появление младшего, госпитализация мамы, появление малознакомой бабушки/няни и т.д.).

  1. Ребенок хочет добиться какой-то желаемой цели

В этом случае плач является некой кнопкой, при нажатии на которую открывается «ларчик с сокровищами». Родители не с железными нервами и редко кто выносит нудный скрипучий или тянущийся голосок любимого чада. Родители спешат исполнить желание в надежде на прекращение плача. В реальности же они лишь подкармливают этого хитрого монстра «нытика», отравляя нормальную жизнь и ребенку, и себе.

Подкрепленный плач только усиливается и в следующий раз ребенок точно знает, как себя вести, если ему что-то еще захочется.

Профилактика: наблюдать за поведением ребенка и доброжелательно откликаться на его слова. При попытках поплакать, так же спокойно просим его сказать нормальным голосом: «Мой хороший, я ничего не поняла, скажи нормальным голосом, как я».

Когда он проговорил нормальным тоном — тепло ему откликнитесь и дайте желаемое (если это возможно по ситуации) или выразите сожаление, почему это нельзя, попутно предложив хорошую альтернативу (чтобы переключить внимание). Например: «Милый мой, я понимаю, что ты хочешь…. (называется желание ребенка), это не получится. Зато ты можешь… (проговариваете приятную альтернативу)».

  1. Ребенку нужно ваше внимание

Плач в этом случае — это попытка повернуть вас к ребенку, потому что другие способы почему-то не сработали. Ребенок мог молча тянуть вас за руку, что-то сказать, на что вы не обратили внимание. Или сделать что-то, но вы не заметили его стараний. Тогда включается безотказный способ «приведения в чувство мамы, выпавшей из реальности».

Что делать? Подарить своему сыну или дочке 100% безраздельное внимание, не отвлекаемое ни телефоном, ни домашними делами, ни разговорами, ни чем другим. Лучше 15 минут такого включенного на ребенке внимания, чем рассеянное внимание на целый день с нескончаемым потоком мыслей что-то сделать, куда-то бежать по делам.

Ваш ребенок все чувствует. Исцелите его своим 100% присутствием и плач уйдет в небытие.

  1. Ребенку страшно

Это серьезно. Страх блокирует все психические процессы, мозг дает команду телу, заставляя бежать или напасть. Плач — это реакция бессильного существа, не способного на решительные ответные действия. Это регрессивное поведение, целью которого является призыв более могущего существа (мамы/папы) для своей защиты.

Если ребенку страшно — обнимите, покачайте его. Расскажите добрую сказку, спойте песенку.  Дайте ему удостовериться, что бояться нечего. Ребенок, испугавшись чего-то, склонен проверять и перепроверять ситуацию, чтобы убедиться, что для страха нет оснований. Обычно родителей это выматывает и напрягает.

К примеру, бесконечные хождения в родительскую кровать из своей, «потому что страшно» и одинокие всхлипы в пустой детской.

Родителям нужно проявить много терпения и любви, в каких-то ситуациях создать поддерживающие комфортные условия, чтобы снизить острую реакцию и искоренить страх. После этого ребенок становится увереннее, перестает пугаться и нытье прекращается.

  1. У ребенка снижена самооценка

При сниженной самооценке ребенку кажется, что он не способен что-то сделать. Это очень расстраивает и пугает (смотрим пункт выше про страх). Плач для него является своего рода палочкой-выручалочкой, после действия которой все проблемы разрешаются.

Например, он не умеет завязывать шнурки, не решается самому сделать, потому что все равно плохо получается. А мама стыдит, папа качает головой:  «Такой большой мальчик…». Да и в садике все уже умеют. Он не успевает одеться, начинает плакать. К нему прибегают на помощь. Ура — шнурки завязаны! Плач сработал!

Чтобы такой плач преодолеть, нужно работать над самооценкой. Вместе с ребенком делать трудные дела и постепенно передавать ему их выполнение без помощи. Т.е. помощь должна уменьшаться постепенно. Когда нет оснований для сомнений в своих силах — нет повода и поныть.

  1. Ребенок копирует стиль общения

Дети любят подражать и копировать манеру поведения окружающих. Например, один мальчик с удовольствием произносит нецензурные слова, с любопытством наблюдая за неоднозначной реакцией взрослых, причем сам не понимая сказанных им самим слов. Другой кривляется, копируя походку «тети Лены», третий — пробует на себе капризное поведение и крики сверстницы в группе.

В этом случае понаблюдайте, после каких событий появилось данное поведение, кто вашему ребенку мог дать пример плача и капризного поведения, если ранее за ним не наблюдалось ничего подобного. Выявив «источник», поговорите со своим сыном или дочкой об этом, объясните причину этого поведения и почему этого делать не надо. Не забудьте добавить, когда можно так поиграть (в разыгрывании главных героев сказок в сценках и т.д.). Спокойный и доверительный разговор сотворит чудо.

  1. Ребенок проходит кризис возраста

Как все уже знают, существуют возрастные кризисы (3 лет, 7 лет), в которых психика ребенка претерпевает изменения: меняется привычное поведение, появляются новые способы и формы поведения, возникают конфликты со старыми моделями общения и … привет плач!

Вам поможет смена подхода к ребенку, пересмотр своих родительских стилей воспитания и ориентация на взросление ребенка. Потому что любой сойдет с ума, если в пять лет с ним будут говорить, как с годовалым и не считаться с его изменившимися потребностями.

Подытожим 4 основные столпа воспитания, которые «лечат» плач:

— Требования к ребенку соответствуют его возрасту.

— Правила в семье соблюдаются всеми.

— Последовательность в воспитании, поддерживающая установленные правила.

— Единство мамы и папы в воспитании.

Пусть в вашем доме звучат веселые детские голоса без нотки плача! :)

Егорова Татьяна,

педагог-психолог ДСЦ