РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ПРИМЕРЕ ДЕНВЕРСКОЙ МОДЕЛИ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Актуальность. Одним из критериев диагностики расстройства аутистического спектра, согласно МКБ-11, является стойкое снижение способности инициировать и поддерживать социальные взаимодействия и коммуникацию, в т.ч. на невербальном уровне, составляющем основу для развития речи, языка, социальной адаптации [2]. Дети с аутизмом испытывают выраженные затруднения в понимании и использовании в процессе общения зрительного контакта, действий, жестов, выражений лица [3]. Согласно исследованию Ю.О. Колосовой дети с РАС, имея нарушения речевого развития, не пытаются с помощью жестов компенсировать отсутствие речи [1]. Им присущ дефицит способности к совместному вниманию, частоты коммуникативных оборотов (соблюдению очередности), выражению потребностей, просьб и желаний, для удовлетворения которых они демонстрируют нежелательное поведение, которое может затруднить процесс развития речи и языка, препятствуя эффективному взаимодействию с другими людьми. Методом с доказанной эффективностью при построении индивидуального маршрута реабилитации с учетом представленных выше особенностей является Денверская модель раннего вмешательства.

Цель заключается в практическом применении оценки сформированности навыков невербальной коммуникации у детей с РАС с последующим составлением программы реабилитации, реализуемой родителями в процессе взаимодействия с детьми в ежедневных активностях.

Материалы и методы. Следуя алгоритму работы в рамках Денверской модели раннего вмешательства, на этапе дифференциальной диагностики нами проводится междисциплинарное обследование, включающее в себя оценку степени выраженности проявлений аутизма с использованием скрининговых шкал и опросников. Следующей этап-оценка целевых навыков для определения сформированных, формирующихся и отсутствующих в репертуаре ребенка навыков по каждой области развития согласно Куриккулуму ESDM -1-2 уровня, включаемых в программу реабилитации, состоящей из SMART-целей по развитию коммуникативных и социальных навыков, таких, как использование и понимание естественных, общепринятых жестов в сочетании со зрительным контактом, выражение просьбы о помощи, передавая предмет, навык следования за указательным жестом, использование указательного жеста как выражение просьбы и комментария (основа совместного внимания) на основе методов анализа поведения (формат АВС).

Результаты. Данные наблюдений и результаты повторной стандартизированной оценки целевых навыков по бланку ESDM 1-2 уровень показали улучшения в области рецептивной, экспрессивной коммуникаций, социальной сферы после игровых сессий.  В процессе овладения детьми использованием и пониманием естественных и общепринятых жестов, указательного жеста, с последующим объединением жестов и взгляда, социально-приемлемого выражения просьбы о помощи, формировании устойчивого совместного внимания отмечалось повышение частоты целенаправленных, коммуникативных вокализаций, составляющих основу вербальной коммуникации. В большинстве случаев дети с РАС начинают взаимодействовать с членами семьи и другими людьми без проявления агрессии и других видов нежелательного поведения.

Выводы. Оценка сформированности навыков невербальной коммуникации у детей с РАС позволяет расширить осуществляемую нами программу комплексной реабилитации, сделать ее более эффективной, адаптированной для использования родителями в домашних условиях. Развитие навыков невербальной коммуникации способствует расширению возможностей для общения, развития вербальной коммуникации и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Список литературы.

  1. Колосова Ю.О. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с РАС//Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее, сборник материалов XV Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых, 19-21 февраля 2019, Тула, 2019, с.156-161.
  2. МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. — 432с.
  3. Chiang, CH., Soong, WT., Lin, TL. et al. Nonverbal Communication Skills in Young Children with Autism. J Autism Dev Disord 38, 1898 (2008). https://doi.org/10.1007/s10803-008-0586-2

Статью подготовила медицинский психолог Юндалова Т.А.