Первичная оценка коммуникативного развития пациента

В нашем центре ежегодно проходят реабилитацию пациенты с различными диагнозами, такими как церебральный паралич, дизартрия, алалия, расстройство аутистического спектра. Каждый диагноз имеет свои особенности и течение, может включать смежные заболевания или трудности. В ЦДП превалирует командная оценка возможностей и развития ребёнка. Важной составляющей работы специалистов центра детской психоневрологии оценка двигательных, интеллектуальных, эмоциональных и речевых компонентов развития ребёнка. Каждый специалист важен в направлении, в котором работает. Частичное понимание смежных дисциплин помогает полно оценить и направить в нужное русло лечение и реабилитацию пациента. Например, без понимания уровня коммуникативного развития пациента специалисту сложно оценить комфорт ребёнка, его интеллектуальные способности. Так, в обязанности медицинского психолога входит оценка уровня развития высших психических функций ребёнка не зависимо от уровня коммуникации ребёнка. Существуют ряд вопросов, помогающих оценить коммуникативное поведение, они будут представлены далее и включать в себя ряд привычных и мало осознаваемых нами способов, таких как звуки и невербальные методы. Важно понимать, что звуки, взгляды, мимика, любой жест могут иметь смысл или в дальнейшем быть закреплёнными за определённым сообщением ребёнка. Именно поэтому дальнейшие вопросы, помогут понять пациента быстрее.

Вопросы по коммуникативному поведению

Вокализация:

  • Какие звуковые выражения произносит ребёнок?
  • При каких случаях (ситуациях, людях) наблюдаются звуковые высказывания?
  • Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением (реакция на обращение; просьба о внимании, предмете или действии; протест; радость; комментарий; объяснение; социальная функция)?

Взгляд:

  • Наблюдает ли ребёнок своё окружение?
  • Наблюдает ли ребёнок за определёнными людьми?
  • Есть ли различие в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям?
  • Следит ли ребёнок за другими людьми, если они попадают в его поле зрения?
  • Делает ли ребёнок различие в визуальном поведении между предметами и людьми?
  • Замечает ли ребёнок визуально интересные объекты, которые находятся в поле их зрения?
  • Может ли ребёнок выдерживать зрительный контакт, если кто-то с ним разговаривает?
  • Отводит ли ребёнок взгляд или избегает его?
  • Может ли ребёнок через взгляд указать на желание привлечении внимания, на предпочитаемые объекты, действия, ситуации?
  • Может ли ребёнок через движения взгляда показать о своём решении, от чего-то отказаться или протестовать против чего-либо?

Мимика и выражение лица:

  • Может ли ребёнок при помощи мимики понятно выражать чувства (например, радость, удивление, грусть, ярость, страх)?
  • Соответствует ли выражение лица ситуации?
  • Может ли ребёнок в определённой степени сознательно контролировать своё мимическое поведение?
  • Отвечает ли ребёнок подходящей для ситуации мимикой на вопросы, высказывания или другие замечания?
  • Есть ли неясности при интерпретировании выражений лица?
  • Появляются ли выражения лица спонтанно?
  • Общается ли ребёнок при помощи мимики в соответствующем контексте с другими людьми?

Жестикуляция:

  • Проявляет ли ребёнок целенаправленные двигательные движения к чему-либо или к людям в какой-либо ситуации?
  • Использует ли ребёнок движения тела для достижения чего-либо в своей среде?
  • Усиливаются или ослабляются неконтролируемые движения во время определенных действий, в определённой среде или при определённых людях?
  • Использует ли ребёнок жесты для привлечения к себе внимания?
  • Может ли ребёнок использовать жесты для выражения основных потребностей?
  • Связны ли жесты с другими формами коммуникации?

Интерактивное поведение:

  • Реагирует ли ребёнок на обращение?
  • Реагирует ли ребёнок на разумные требования?
  • Есть ли различия в реакциях на собеседников или на контекст?
  • Инициирует ли ребёнок коммуникативные интеграции?
  • Есть ли различия по отношению к собеседникам или к контексту при инициировании разговора?
  • Проявляет ли ребёнок разумное “turn-taking» поведение?
  • Как реагирует человек при недоразумениях?
  • Отвечает ли ребёнок на дополнительные вопросы при повторениях/уточнениях для снятия недоразумений?
  • Может ли человек при не совсем понятных ситуациях прибегать к альтернативным формам коммуникации?
  • Может ли человек эффективно общаться при помощи своих существующих способностей/коммуникативной системы внутри своей среды и с ней?