ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Аннотация: В статье раскрываются социально-гуманитарные аспекты проблемы организации педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарным диабетом в условиях образовательного учреждения, а также представлен контент-анализ и структурно-генетическое исследование ключевой категории «качество жизни».

Ключевые слова: педагогическое содействие, качество жизни, реабилитация детей, больных сахарным диабетом

Сахарный диабет – наиболее распространенное эндокринное заболевание. По данным международных исследований в мире насчитывается 160 млн. больных сахарным диабетом. В России зарегистрировано более 2,5 млн. больных (сахарный диабет второго типа — около 2 млн., первого типа – 450 тысяч человек). По мнению ведущих российских специалистов, реальное количество больных приближается к 8 млн. (Балаболкин М.И., 1994, Дедов И.И., Фадеев В.В., 1998). Медицинское, психолгическое и социальнопедагогическое наблюдение за детьми, больными сахарным диабетом, показывает, что это заболевание протекает у них значительно тяжелее, чем у взрослых, что объясняется искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме (Соколов Д.Д., 1957, Регузов В.А. и др., 2001, Стройкова А.С., 2004).

Качество жизни детей, больных диабетом, во многом меняется под воздействием биохимических нарушений, различных осложнений на формирующуюся психику (Бройтигам В. и др., 1999). Негативное воздействие таких осложнений состоит в нарушении питания нервной системы, что приводит к нарушениям функции мозга. В приводимых результатах медицинских и социально-педагогических исследований (Гнедова С.Б., Чуваков Г.И., Ami el S.A. и др.) подтверждается негативное влияние тяжести течения диабета на познавательную сферу детей. Таким образом, нельзя не учитывать роль различных изменений в психической сфере, вызванных воздействием гипо- и гипергликемических состояний, продолжительностью заболевания, степенью его компенсированности, вносящих определенную лепту в формирование личности больного ребенка. Также очевидна связь между социально-педагогическими факторами и течением болезни (Гройсман А.Л., Сидоров П.И., Akimoto M., Bhonde R., Brosig B., Lange S., Panchnadicar A., Fukunish I. и др.). Взаимосвязь психических изменений и патологии эндокринных желез стала обозначаться термином «психоэндокринология», который был введен во второй половине ХХ века. При эндокринных заболеваниях возможны неспецифические психоэмоциональные расстройства.

Указанные изменения, связанные с инсулиновой зависимостью, сильно меняют качество жизни детей, больных сахарным диабетом. Современная наука характеризует качество жизни как надежный, информативный и экономичный метод оценки здоровья и психологического состояния больного, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Первоначальное определение уровня качества жизни у детей, больных сахарным диабетом, проводится и в медицинских, и в социальных учреждениях на основе анонимной анкеты

Определением понятия качество жизни занимаются различные науки: социология, медицина, педагогика и психология. Все современные социальные науки, включая социологию, ориентированы на изучение отдельного человека с определенными потребностями и желаниями, установками и ценностями. Такое «человеческое измерение» общества требует использования новых категорий, которые помогли бы «увидеть» конкретного человека в потоке истории. Одной из таких категорий является «качество жизни». Появившись впервые в работах экономистов, она активно распространилась на все науки о человеке и обществе. Но, несмотря на такую популярность, эта категория не имеет ни единого определения, ни четкого содержания, ни конкретных способов измерения.

С одной стороны, неопределенность содержания и объема качества жизни может объясняться семантикой понятия. Во-первых, понятие «жизнь» предполагает анализ на макро-, мезо-, микроуровнях. Во-вторых, категория «качество» обозначает определенность предмета, на основе которой он выделяется из многих других. Определенность предмета имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Внешняя определенность (форма) характеризуется свойствами и признаками, позволяющими различать предметы на уровне чувственного восприятия. Внутреннюю определенность можно характеризовать как целостность предмета, раскрывающуюся через категории «система», «структура», «функция» и т. д. Таким образом, категория качества может быть соотнесена не только с традиционными философскими категориями количества и меры, но и с категориями системы, структуры, организованности.

С другой стороны, анализируя работы, посвященные качеству жизни, можно встретить противоречие. Ученые называют качество жизни теорией и концепцией. Между тем, под концепцией понимается не только система взглядов, способ понимания какого-либо явления или процесса, но и основополагающая идея какой-либо теории. Это означает, что теория шире и глубже концепции.

По нашему мнению, «качество жизни» – именно концепция, являющаяся основой теорий различных уровней.

Затруднения, связанные с определением понятия «качество жизни», его содержанием и способами измерения, проистекают в силу смешения уровней социального анализа. Разумеется, что в конкретном исследовании социальных процессов происходит переплетение макро-, микро- и мезоуровней анализа.

Тем не менее, для достижения валидного знания необходимо учитывать специфику каждого.

Концепции качества жизни входят и в макротеории общественного прогресса, и в теории, объясняющие суть современного общества в целом и

отдельных его сторон, и в концепции социальной политики. Часто эти уровни анализа не различаются: содержание концепции одного уровня переходит на другой, отсюда и противоречивость концепции.

Рассматривая качество жизни на макроуровне, во-первых, следует обозначить теории, в рамках которых используется категория. Эта концепция входит в общепризнанную теорию общественного прогресса Д. Белла [1]. Он использует ее для характеристики современного общества, обозначая требования лучшей жизни, концентрирующихся вокруг двух фундаментальных сфер – здоровья и образования.

В российской науке макротеории качества жизни предлагают В.В. Бойцов и А.И. Субетто [7]. Они рассматривают качество жизни как новую цивилизационную парадигму развития человечества. Предложенные ими модели качества жизни помещены в предельно широкий контекст. Качество жизни выражает целостность человеческого бытия, а степень зрелости общества определяется тем, насколько качество жизни становится определяющим фактором развития.

В теориях макроуровня качество жизни как объект исследования носит идеальный характер. Понятие в данном случае содержит указание на самый широкий объем явлений и процессов, подпадающих под него. Во-вторых, отличается и способ измерения качества жизни. Концепция понятия сугубо теоретическая, может не включать детально проработанных эмпирических индикаторов. Ими могут выступить широкие критерии, например, как у Д. Белла – здоровье и образование или другие. В-третьих, такие теории являются стратегическими ориентирами, их цель – определить перспективные линии социального анализа.

Качество жизни на мезоуровне социального анализа имеет свои особенности. Во-первых, теории среднего уровня – это самая большая группа теорий. «Качество жизни» становится важнейшей составной частью теорий «человеческого капитала», «основных потребностей», «человеческих ресурсов», «эндогенного роста», «человеческого развития», «расширения человеческого выбора», «социального потенциала», «устойчивого развития» и др. Во-вторых, в теориях качества жизни этого уровня большое внимание уделяется измерительным процедурам. Оценка качества жизни выступает в двух формах — объективной и субъективной, т.е. степень соответствия условий жизни, потребностей и интересов индивидов научно обоснованным показателям, и удовлетворенность своей жизнью самих людей. В-третьих, такие теории формулируются с целью выявления путей, целей и средств оптимизации функционирования, развитых в промышленном отношении стран.

На микроуровне социального анализа качество жизни приобретает более узкое по сравнению с другими рассмотренными уровнями. Здесь качество жизни соотносится с концепциями социальной политики. Что касается процедуры измерения качества жизни, то это могут быть и как комплексные показатели, так и отдельные статистические показатели определенного региона, включая фиксирование субъективной оценки собственного качества жизни. Цель изучения качества жизни на микроуровне анализа — определение качества жизни в регионе.

Таким образом, в зависимости от уровня анализа изменяется объем понятия: от предельно широкого к более конкретному. Современные

исследования качества жизни преимущественно распространяются лишь на социальную сферу, выходят на проблему качества жизни в узком ее значении, что минимизирует практическую значимость и ограничивает сферу применения понятия.

Для выхода понятия «качество жизни» на качественно новый уровень анализа, необходимо решить две проблемы. Первая проблема заключается в необходимости разработки качества жизни в рамках классической методологии, что поможет системно и целостно оценить ее познавательный потенциал и возможности практического использования. Вторая проблема состоит в создании концепции качества жизни для современного российского общества. Все имеющиеся концепции ориентированы на западное общество, они не могут отразить качественную сторону жизни нашего социума.

В.Н. Бобков, А.Л. Васильев, М.К. Горшков, К. Муздыбаев и др. определяют качество жизни по объективным (статистические характеристики) и субъективным (оценка индивидом КЖ на основе собственного жизненного опыта, интеллектуального развития, эмоционального состояния и т.д.) показателям. Анализ соответствующих исследований в области медицины показал следующее. Качество жизни, по определению Всемирной организации здравоохранения, – «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума». Изучение качества жизни позволяет определить факторы, которые способствуют улучшению жизни и обретению ее смысла.

Качество жизни, связанное со здоровьем, рассматривается как интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанная на его субъективном восприятии. Качество жизни, являющееся составным компонентом психосоциальной адаптации личности, отводится ведущая роль в плане субъективной оценки роли личностных и средовых факторов условного благополучия либо неблагополучия, поскольку именно переживания и личностный смысл значимого события (болезни) влияют на поведение и взаимодействие детей с другими людьми.

Методологической основой анализа качества жизни выступает комплекс потребностей и интересов, где преобладают качественные аспекты жизни человека – здравоохранение, образование, культура, рекреационная и трудовая деятельность.

Наиболее часто в психолого-педагогических исследованиях качество жизни трактуется достаточно широко, включая его физические, душевные и социальные аспекты (И.И. Брехман, Д.Н. Давиденко, Г.М. Куколевский, В.П. Петленко, С.В. Попов, Б.Н Чумаков и др.). Сущность качества жизни как триединства – биологической, социальной и психической составляющих –определяют П.К. Анохин, В.В. Зайцев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.Д. Сонькин, и др. Попытку соединить понятие о триединстве человека с экологогенетическим подходом в рамках описания некоего «многомерного динамического состояния» дает в своём определении А.Г. Щедрина.

Из всего многообразия определений качества жизни выделим основные, в которых качество жизни определяется:

1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

3) как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

Качество жизни человека, как и его здоровье, является приоритетной социальной ценностью человека. Психолого-акмеологические исследования отражают проблему качества жизни в современном социуме в исследованиях А.С. Гусевой, А.А. Деркача, О.И. Жданова, В.Г. Зазыкина, М.Ф. Секача и др. В разные исторические эпохи на сохранение качества жизни и здоровья подрастающего поколения обращали внимание мыслители, философы, педагоги.

Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня качества жизни детей, ведущая роль традиционно отводилась, с одной стороны, несоблюдению физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (Е.М. Белостоцкая, И.И. Бецкой, К.И. Грум-Гржимайло, В.И. Формаковский, Ф.Ф. Эрисман, и др.), с другой стороны – большому объему учебной нагрузки (М.В. Антропова, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, А.А. Сычев, Ф.К. Телятник, и др.).

С точки зрения В.Р. Кучмы, состояние качества жизни детей определяются уровнем достигнутого физического развития и его гармоничностью, функциональным состоянием органов и систем, наличием или отсутствием функциональных отклонений и заболеваний, резистентностью организма.

Поскольку понятие качества жизни отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет тесную взаимосвязь всех составляющих здоровья (соматическое, физическое, психическое и нравственное) в контексте целостности человека, то и само состояние качества жизни формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В основе процесса реабилитации детей, больных сахарным диабетом, в условиях общеобразовательных учебных заведений должен лежать учет взаимовлияний наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей течения данной болезни, а также степень педагогического содействия. Таким образом, различные подходы к толкованию понятия «качество жизни» существуют в медицине, социологии, психологии и педагогике.

Различные подходы к определению понятия «качество жизни»

Наука, дающая определение понятия «качество жизни» Определение понятия «качество жизни» Критерии, определяющие понятие «качество жизни»
Социология Концепция оценки здоровья и психологического состояния человека Объективные (статистические характеристики) и субъективные (оценка индивидом качества жизни на основе собственного жизненного опыта, интеллектуального развития, эмоционального состояния и т. д.)
Медицина Интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанная на его субъективном восприятии Физические, психологические, уровень независимости, жизнь в обществе, окружающая среда, духовность
Психология Взаимосвязь всех составляющих здоровья (соматическое, физическое, психическое и нравственное) в контексте целостности человека Уровень физического и духовного развития организма функциональных состояний органов и систем, наличие или отсутствие функциональных отклонений и заболеваний

 

Педагогика Целостное многомерное динамическое состояние полного физического, психического и социального благополучия, совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает личность, позволяющее осуществлять ей свои биологические и социальные функции Уровень социальнопсихологического благополучия (отношение ребенка к себе и окружающей действительности -стратегически важным для развития его личности средам: семье, школе, неформальной группе сверстников); состояние здоровья и уровень физической подготовленности; направленность активности личности; благополучие семейного положения; удовлетворенность социальным статусом среди сверстников; удовлетворенность своими учебными успехами

 

 

На основании контент-анализа медицинской, социально-педагогической и психологической литературы нами уточнено определение понятия «качество жизни». Качество жизни – система оценивания физического, психологического и социального благополучия личности, позволяющая ей полностью реализовать свои возможности в соответствии со своими интересами и потребностями общества.

Библиографический список

  1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества [Текст] / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. — Москва: Прогресс, 1986. — С. 330-342.
  2. Захарчук, Т. А. Нозология депрессий у больных сахарным диабетом [Текст] / Т. А. Захарчук. — М., 2008. — 354 с.
  3. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. — М. — 1982 . — Т.45. — №1. — С. 49-58.
  4. Кулькова, Е.Я. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.Я. Кулькова, С.Г. Бартенева Э.А. Шишнанцева. — Сургут.: Городская психологическая служба, 2000. — 23 с.
  5. Кюблер — Росс., Э. Смерть и умирание, стадии [Текст] / Э. Кюблер-Росс. — М.: София, 2004. — 456 с.
  6. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс / пер. с англ., общ. ред. и предисл. И. Сениной. — М.: Прогресс, 1994. — 528 с.
  7. Субетто, А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, качество жизни, образовательная генетика и мировое развитие [Текст] / А.И. Субетто. — М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 168 с.

 

Штрейс О.Н., Доцоев Л.Я. Педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. №11.

По материалам: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-sodeystvie-reabilitatsii-detey-bolnyh-saharnym-diabetom (дата обращения: 14.11.2022).