К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье представлены результаты исследования состояния питания и физического развития подростков лицея закрытого типа. Изучен макронутриентный состав и энергетическая ценность суточного рациона в сопоставлении с антропометрическими параметрами лицеистов. В результате проведенного исследования установлен избыточный характер питания лицеистов, который находит более выраженное отражение в соматометрических показателях.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков – одна из важнейших задач каждого государства и актуальная проблема профилактической медицины. Понятия «здоровье» и «физическое развитие» тесно переплетаются друг с другом. Поэтому при оценке состояния здоровья растущего организма, как правило, используют показатели физического развития и наличие заболеваемости у детей. При изучении и оценки состояния здоровья организма путем использования показателей физического развития, как правило, используются несколько групп стандартных антропометрических измерений – соматометрических, соматоскопических и физиометрических. В многочисленных работах последних лет по изучению и оценке состояния здоровья и (или) физического развития детей и подростков наиболее часто применяются показатели соматометрических и физиометрических исследований.

Соматометрические показатели (масса и длина тела, индекс массы тела, окружность грудной клетки, толщина кожно-жировой складки, содержание жирового компонента и др.) характеризуют структуру тела, его физическое развитие и отражают в основном долговременные изменения питания. Именно соматометрия существенно определят реактивность организма, его работоспособность, склонность к заболеваниям, учитывает степень развития скелета, мускулатуры, жироотложения. Она отражает особенности ростовых процессов и созревания организма.

Характер физического развития развивающегося организма зависит от многих факторов среды обитания (от физической активности, условий обучения и воспитания, климатогеографических факторов, образа жизни и т.д.). В составе этих детерминантов, определяющих уровень процессов физического развития детей и подростков, качество питания считается более приоритетным.

Изменения физических показателей детского организма, часто регистрируемые в последнее время (значительное снижение числа детей с нормальными физическими данными параллельно долей детей, как с дефицитом, так и с избыточной массой тела), объясняются нарушениями принципов рационального питания.

Авторы, занимающиеся проблемой роли питания в формировании состояния физического здоровья детского возраста, отмечают, что отклонения от нормы показателей физического развития в направлении уменьшения или увеличения, связанные с питанием, должны рассматриваться как преморбидное состояние у подростков. В связи с этим, совершенствование гигиены и охраны здоровья детей и подростков неизменно требует разработки альтернативных методических подходов и способов определения фактического состояния физического развития для объективной гигиенической оценки, от которой зависит характер и направление разработки последующих мероприятий по сохранению и укреплению здоровья.

Целью исследования явилась оценка состояния физического развития подростков в завсимости от характера питания путем сравнения результатов измерения соматометрических и физиометрических показателей организма.

Материалы и методы исследования. Обследование после предварительно взятого информированного согласия проводилось на базе специального лицея. Выборку составили учащиеся 1-го и 2-го курсов (соответственно 290 и 200 человек) 15-16 лет, постоянно проживающие на территории лицея. При этом курсанты 1-го курса обследовались через месяц с момента поступления в лицей, а курсанты 2-го курса – к завершению учебы.

Гигиеническая оценка питания проводилась с расчетом фактического среднесуточного потребления макронутриентов и энергии в сравнении с возрастными физиологическими нормами, отраженными в соответствующих методических рекомендациях.

Антропометрические показатели подростков были определены по общепринятым методикам: измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки (при покое), силу мышц руки и туловища, толщину кожно-жировой складки, артериальное давление систолическое и диастолическое, жизненную емкость легких, частоту дыхания и пульса. Расчетными способами с помощью соответствующих формул были определены: индекс массы тела, величины идеальной массы тела и отклонения от нее, содержание жировых компонентов тела, индекс физического состояния, адаптационный потенциал и кардиореспираторный индекс. Для оценки состояния физического развития лицеистов в зависимости от питания сначала были сопоставлены фактические данные соматометрических и физиометрических измерений.

Результаты исследования. Рациональное питание предусматривает потребление достаточного количество макро- и микронутриентов для нормального функционирования организма человека, в частности, детей и подростков. Энергетическая ценность рациона должна быть адекватной энергетическим затратам организма с учётом возраста, пола, состояния здоровья и специфики выполняемой работы.

В ходе исследования нами было охарактеризовано состояние питания курсантов. Установлено, что питание подростков в лицее относится к организованному типу регламентированного питания и осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными руководством учебного заведения.

Рассмотрение состояния питание курсантов в аспектах соответствия его требованиям рационального питания и существующим санитарным нормам, и правилам установило, что суточный пищевой рацион курсантов по макронутриентному составу максимально совпадают с соответствующими показателями норм лицея и значительно превышают официальные гигиенические нормы. Так, общее количество белкового компонента фактического питания, составляющих основную составную часть всех органов и систем и связанных с важными жизненными процессами организма, находится на уровне 140,82±9,11г. Этот уровень превышает величину физиологического потребления (115 г), предусмотренного гигиеническими нормами для юношей 14-18 лет на 25,82 г или 122,45%.

Выполняющие ключевую энергетическую функцию и входящие в липидную структуру организма, жиры составляют 118,85±4,36 г в среднесуточном рационе. Этот уровень превышает физиологическую норму на 8,85 г (108,04% от нормы). В составе жиров доля растительных составляет 28,38 г, и она принимается как нормальная (уровень растительных жиров в суточном рационе допускается до 25 г).

В среднесуточном рационе юношей количество углеводов находилось на уровне 662,75±28,83г. Это количество существенно не отличалось от установленного внутрилицейного норматива (685,15 г) и в тоже время превышало (почти в 1,5 раза) суточную физиологическую потребность подросткового организма (460 г) и составляло 144,07% от гигиенической нормы.

Таким образом, фактическое питание лицеистов, осуществляемое в соответствии с внутри лицейным нормам, сопровождается избыточным поступлением в организм основных энергоемких пищевых веществ, превышающих гигиенические нормы для соответствующей возрастно-половой группы. Значительное превышение нормы углеводов в суточном рационе может приводить к нарушению процессов усвоения и метаболизма пищевых веществ, формированию факторов риска избыточного веса с последующим развитием соответствующих патологий. В связи с этим, нами проведен сравнительный анализ полученных фактических данных соматометрических и физиометрических показателей с учетом возрастных изменений у подростков.

Видны заметные, статистически значимые изменения в соматометрических показателях курсантов в направлении увеличения параметров физического развития учащихся 2-го курса. Увеличение показателей касается, практически, всех признаков соматометрии. При этом, статистически значимое увеличение массы тела, толщины кожно-жирового слоя и содержания жировых компонентов тела являются, как показывают, следствием положительного энергетического баланса при длительном избыточном питании.

Выводы

Внутрилицейные нормы питания курсантов по количественным показателям основных пищевых веществ, в частности, углеводов, существенно превышают утвержденные гигиенические нормы для юношей 15-16 лет. Поэтому питание курсантов данного лицея может характеризоваться как избыточное и несбалансированное.

Модулирующее влияние избыточного питания курсантов находит отражение в основном в их соматометрических признаках. Согласно данных сигмальных отклонений от средней арифметической соматометрических признаков, 59,61±1,74% от всех курсантов 1-го курса и 64,16±1,73% от всех курсантов 2-го курса имеют нормальное физическое развитие.

При изучении физического развития организма, в частности, организма детей и подростков, приоритетное внимание должно быть уделено на показатели соматометрии. При этом оценку степени физического развития следует провести на основании суммирования соответствующих градаций сигмального отклонения признаков от средней арифметической.

Казимов М., Агасиева А., Казимова В. К методу оценки физического развития детей и подростков // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. №80.

Источник:

https://www.nor-ijournal.com/wp-content/uploads/2022/03/NJD_80.pdf