К методу оценки физического развития детей и подростков

В статье представлены результаты исследования состояния питания и физического развития подростков лицея закрытого типа. Изучен макронутриентный состав и энергетическая ценность суточного рациона в сопоставлении с антропометрическими параметрами лицеистов. В результате проведенного исследования установлен избыточный характер питания лицеистов, который находит более выраженное отражение в соматометрических показателях.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков – одна из важнейшей задач каждого государства и актуальная проблема профилактической медицины. Понятия «здоровье» и «физическое развитие» тесно переплетаются друг с другом. Поэтому при оценке состояния здоровья растущего организма, как правило, используют показатели физического развития и наличие заболеваемости у детей. При изучении и оценки состояния здоровья организма путем использования показателей физического развития, как правило, используются несколько групп стандартных антропометрических измерений – соматометрических, соматоскопических и физиометрических. В многочисленных работах последних лет по изучению и оценке состояния здоровья и (или) физического развития детей и подростков наиболее часто применяются показатели соматометрических и физиометрических исследований.

Соматометрические показатели (масса и длина тела, индекс массы тела, окружность грудной клетки, толщина кожно-жировой складки, содержание жирового компонента и др.) характеризуют структуру тела, его физическое развитие и отражают в основном долговременные изменения питания. Именно соматометрия существенно определят реактивность организма, его работоспособность, склонность к заболеваниям, учитывает степень развития скелета, мускулатуры, жироотложения. Она отражает особенности ростовых процессов и созревания организма.

Характер физического развития развивающегося организма зависит от многих факторов среды обитания (от физической активности, условий обучения и воспитания, климатогеографических факторов, образа жизни и т.д.). В составе этих детерминантов, определяющих уровень процессов физического развития детей и подростков, качество питания считается более приоритетным.

Изменения физических показателей детского организма, часто регистрируемые в последнее время (значительное снижение числа детей с нормальными физическими данными параллельно долей детей, как с дефицитом, так и с избыточной массой тела), объясняются нарушениями принципов рационального питания.

Авторы, занимающиеся проблемой роли питания в формировании состояния физического здоровья детского возраста, отмечают, что отклонения от нормы показателей физического развития в направлении уменьшения или увеличения, связанные с питанием, должны рассматриваться как преморбидное состояние у подростков. В связи с этим, совершенствование гигиены и охраны здоровья детей и подростков неизменно требует разработки альтернативных методических подходов и способов определения фактического состояния физического развития для объективной гигиенической оценки, от которой зависит характер и направление разработки последующих мероприятий по сохранению и укреплению здоровья.

Целью исследования явилась оценка состояния физического развития подростков в завсимости от характера питания путем сравнения результатов измерения соматометрических и физиометрических показателей организма.

Материалы и методы исследования. Обследование после предварительно взятого информированного согласия проводилось на базе специального лицея. Выборку составили учащиеся 1-го и 2-го курсов (соответственно 290 и 200 человек) 15-16 лет, постоянно проживающие на территории лицея. При этом курсанты 1-го курса обследовались через месяц с момента поступления в лицей, а курсанты 2-го курса – к завершению учебы.

Гигиеническая оценка питания проводилась с расчетом фактического среднесуточного потребления макронутриентов и энергии в сравнении с возрастными физиологическими нормами, отраженными в соответствующих методических рекомендациях.

Антропометрические показатели подростков были определены по общепринятым методикам: измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки (при покое), силу мышц руки и туловища, толщину кожно-жировой складки, артериальное давление систолическое и диастолическое, жизненную емкость легких, частоту дыхания и пульса. Расчетными способами с помощью соответствующих формул были определены: индекс массы тела, величины идеальной массы тела и отклонения от нее, содержание жировых компонентов тела, индекс физического состояния, адаптационный потенциал и кардиореспираторный индекс. Для оценки состояния физического развития лицеистов в зависимости от питания сначала были сопоставлены фактические данные соматометрических и физиометрических измерений.

Результаты исследования. Рациональное питание предусматривает потребление достаточного количество макро- и микронутриентов для нормального функционирования организма человека, в частности, детей и подростков. Энергетическая ценность рациона должна быть адекватной энергетическим затратам организма с учётом возраста, пола, состояния здоровья и специфики выполняемой работы.

В ходе исследования нами было охарактеризовано состояние питания курсантов. Установлено, что питание подростков в лицее относится к организованному типу регламентированного питания и осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными руководством учебного заведения.

Рассмотрение состояния питание курсантов в аспектах соответствия его требованиям рационального питания и существующим санитарным нормам, и правилам установило, что суточный пищевой рацион курсантов по макронутриентному составу максимально совпадают с соответствующими показателями норм лицея и значительно превышают официальные гигиенические нормы. Так, общее количество белкового компонента фактического питания, составляющих основную составную часть всех органов и систем и связанных с важными жизненными процессами организма, находится на уровне 140,82±9,11г. Этот уровень превышает величину физиологического потребления (115 г), предусмотренного гигиеническими нормами для юношей 14-18 лет на 25,82 г или 122,45%.

Выполняющие ключевую энергетическую функцию и входящие в липидную структуру организма, жиры составляют 118,85±4,36 г в среднесуточном рационе. Этот уровень превышает физиологическую норму на 8,85 г (108,04% от нормы). В составе жиров доля растительных составляет 28,38 г, и она принимается как нормальная (уровень растительных жиров в суточном рационе допускается до 25 г).

В среднесуточном рационе юношей количество углеводов находилось на уровне 662,75±28,83г. Это количество существенно не отличалось от установленного внутрилицейного норматива (685,15 г) и в тоже время превышало (почти в 1,5 раза) суточную физиологическую потребность подросткового организма (460 г) и составляло 144,07% от гигиенической нормы.

Таким образом, фактическое питание лицеистов, осуществляемое в соответствии с внутри лицейным нормам, сопровождается избыточным поступлением в организм основных энергоемких пищевых веществ, превышающих гигиенические нормы для соответствующей возрастно-половой группы. Значительное превышение нормы углеводов в суточном рационе может приводить к нарушению процессов усвоения и метаболизма пищевых веществ, формированию факторов риска избыточного веса с последующим развитием соответствующих патологий. В связи с этим, нами проведен сравнительный анализ полученных фактических данных соматометрических и физиометрических показателей с учетом возрастных изменений у подростков.

Видны заметные, статистически значимые изменения в соматометрических показателях курсантов в направлении увеличения параметров физического развития учащихся 2-го курса. Увеличение показателей касается, практически, всех признаков соматометрии. При этом, статистически значимое увеличение массы тела, толщины кожно-жирового слоя и содержания жировых компонентов тела являются, как показывают, следствием положительного энергетического баланса при длительном избыточном питании.

Выводы

Внутрилицейные нормы питания курсантов по количественным показателям основных пищевых веществ, в частности, углеводов, существенно превышают утвержденные гигиенические нормы для юношей 15-16 лет. Поэтому питание курсантов данного лицея может характеризоваться как избыточное и несбалансированное.

Модулирующее влияние избыточного питания курсантов находит отражение в основном в их соматометрических признаках. Согласно данных сигмальных отклонений от средней арифметической соматометрических признаков, 59,61±1,74% от всех курсантов 1-го курса и 64,16±1,73% от всех курсантов 2-го курса имеют нормальное физическое развитие.

При изучении физического развития организма, в частности, организма детей и подростков, приоритетное внимание должно быть уделено на показателей соматометрии. При этом оценку степени физического развития следует провести на основании суммирования соответствующих градаций сигмального отклонения признаков от средней арифметической.

Источник: К МЕТОДУ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Казимов М.А., Агасиева А.Я., Казимова В.М.

Norwegian Journal of development of the International Science No 80/2022