ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОКОРРЕЦИИ

Аннотация: В статье представлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психо-коррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапевтические техники могут иметь большое значение как одна из форм психологического сопровождения и психологической реабилитации детей с особенностями развития. Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей данной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам. Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Техники арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и реабилитации. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Применительно к специальному образованию арт-терапию можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психо-коррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или мало контактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно, и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания

«выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

В содержание коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии средствами искусства входит широкий спектр методов и техник: музыкотерапия, изо-терапия, драм-терапия, вокало-терапия, кинези-терапия, библиотерапия. Основная цель применения — создание условий для эмоционального благополучия детей, раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.

Основные задачи применения:

  • Способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений, вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • Обучать ребёнка положительному само отношению и принятию других людей;
  • Способствует успешной адаптации и развитию навыков общения в группе детей развивать у ребёнка социальные и коммуникативные навыки поведения;
  • Корректировать нежелательные черты характера и поведения: страхи, тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, агрессия, застенчивость, медлительность, быстрая утомляемость и истощаемость и т. д.;
  • Обучать рефлексивным умениям;
  • Помощь в формировании позитивной самооценки и самостоятельности, формировать потребность в саморазвитии;
  • Развитие творческих способностей и креативности, развитие воображения, фантазии, изобразительных навыков;
  • Формирование способов самовыражения и уверенности в себе;
  • Стабилизация эмоциональной сферы ребенка и гармонизация его внутреннего мира (импульсивность ребенка, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в себе, снятие внутреннего психоэмоционального напряжения);
  • Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, пространственного представления, развитие сенсомоторного уровня (уровень действий и ощущений).

Формирование умения работать с нетрадиционными развивающими материалами. Арт-терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов. Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.

Этот метод не имеет ограничений, и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Изучая современную литературу можно сделать вывод о том, что психолог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала подростка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития.

Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, обучающий получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

В последнее время всё чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

Арт-терапия не навязывает «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.

Использование «Арт-технологий» позволяет расширить круг интересов у обучающихся, помогает развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приводит к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Арт-терапия представляет такую систему воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).
  2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психо-коррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.
  3. Применение педагогами арт-терапевтических методов, при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся. Таким образом, арт-терапия является на сегодняшний момент одним из основных средств развития творческих способностей.

Использованная литература

  1. Медведева, Е. А., Левченко И. Ю. Арт. педагогика и арт. терапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Останов Шухрат Шарифович. Использование техник арт-терапии в психокоррекции. Вестник интегративной психологии журнал для психологов. Выпуск № 22, 2021 г. С 142-144.
  3. Останов Шухрат Шарифович. Теоретический анализ проблемы креативности в психологии. Вестник интегративной психологии журнал для психологов. Выпуск № 23, 2021 г. С 237-241.
  4. Ostanov Shuhrat Sharifovich. Particularities of the Development of Creativeness in Students Through Art Therapy Middle European Scientific Bulletin, volume 14 July. 2021. — p. 45-48.
  5. Останов Шухрат Шарифович. Роль психологического здоровья студентов в учебный процесс. психология XXI столетия Сб. научных статей по материалам международной конференции «Психология XXI столетия» Бухара: БухГУ, 2020 -С. 127-131.
  6. Останов Шухрат Шарифович. Развитие креативности у подростков и старших школьников средствами арт-терапиию Вестник интегративной психологии журнал для психологов. Выпуск № 21, 2021. — С. 274-279
  7. Останов Шухрат Шарифович. Использование техник арт-терапии. «XXI аср психологияси» мавзусидаги халкаро илмий-амалий анжумани маколалар туплами Бухоро. 2021 — Б. 175-177.
  8. Останов Шухрат Шарифович. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога. «Психология фани ва ёшларнинг ривожланиши» Халкаро илмий — амалий онлайн конференция материаллари. Тошкент. 27-28 июль, 2020. — Б. 782-788
  9. Ostanov Shuxrat Sharifovich. Role of psychological health of students in the educational process. «International Scientific Journal» Theoretical & Applied Science. 2020, Issue: 01, Volume: 81, 443-446 page.
  10. Останов Шухрат Шарифович. Бытие виртуальной реальности. «Вестник интегративной психологии» журнал для психологов. Выпуск № 18, 2019. — С. 169-172.
  11. Останов Шухрат Шарифович. Статистика в психологии. Психология XXI столетия Сб. по материалам ежегодного. Конгресса Психология XXI столетия» Ярославль, Яр. ГУ, МАПН, 2017- С. 234-237.
  12. Останов Шухрат Шарифович. Психическое здоровье ребенка: влияние семьи. «Вестник интегративной психологии» журнал для психологов. Выпуск № 19, 2019. — С. 302-304.
  13. Останов Шухрат Шарифович. Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания. «Вестник интегративной психологии» журнал для психологов. Выпуск № 17, 2018. — С. 131-134.
  14. Останов Шухрат Шарифович. Влияние массовой информации на психическое развитие молодежи. Психология XXI столетия Сб. по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 27 — 29 октября 2017), 2017-286-290 с.
  15. Останов Шухрат Шарифович. Новые информационные технологии в системе непрерывного образования. «Вестник интегративной психологии» журнал для психологов. Выпуск № 15, 2017. — С. 177-180.
  16. Останов Шухрат Шарифович, Назаров Акмал Мардонович. Социальный интеллект как социально-психологическая проблема. 2017. Novainfo. Ru. Номер 58. С. 547-552.
  17. М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов. Социальное регулирование как механизм защиты общества. 2014. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. С. 24-26.
  18. Рустамов Шавкат Шухратович. Анализ психологических данних с помошю программи SPSS. Информасионная култура современного детства. Сборник статей Международной научно-практической конференции Россия, г. Челябинск. 2019. — С 187-191.
  19. Рустамов Шавкат Шухратович. Математическая статистика в системе психологии. «Psixologiya» журнал. Бухара 2020 Выпуск 4, — С 143- 146.
  20. Рустамов Шавкат Шухратович. Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА. «Психология» журнал. Бухара 2019 Выпуск 1, — С 102- 106.
  21. Рустамов Шавкат Шухратович. Возможности программы SPSS при обработке данных массового тестирования. Вестник интегративной психологии (Ярославль, выпуск 18, 2019. — С. 199-203.
  22. Rustamov Shavkat Shuxratovich. Usage Method of SPSS Software in the Processing of Psychological Data. Middle European Scientific Bulletin, VOLUME 14 July, 2021. — P. 49-54.
  23. Акмал Мардонович Назаров. Исследование отношения спортсменов к психологической защите. Психология илмий журнали. Выпуск № 4, 2020 г. — С 51-57
  24. Акмал Мардонович Назаров. Спортчиларда психологик мухофазани шакллантириш усуллари Психология илмий журнали. Выпуск № 2, 2021 г. — С. 21-27.
  25. Акмал Мардонович Назаров. Формирование узбекского этноса «Этносы развивающейся: России проблемы и перспективы» Метериалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции с международным участиемабакан . Выпуск № 4, 2014 г. С 94-98
  26. Акмал Мардонович Назаров. Kinds of temperament of human beings Web of Scientist: International Scientific Research Journal. Выпуск № 1, 2022 г. С 321324.
  27. Акмал Мардонович Назаров Kinds of temperament of human beings Web of scientist: international scientific research journal. Выпуск № 3. 2022 г. — С. 321324.
  28. Жабборов Хазрат Хусенович. Психологические особенности идеологического влияния «массовой культуры» на человеческий разум. Социальный психолог журнал для психологов. Основан в 2000 году в Ярославль. 2016 №2 (32). -С. 56-66.
  29. Жабборов Хазрат Хусенович. Yoshlarda milliy tarbiya shakllanishining psixologik qonuniyatlari. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2/1. Scientific Journal Impact Factor. SJIF 2021: 5.423.
  30. Жабборов Хазрат Хусенович. Ёшларда тахдидларга нисбатан мафкуравий иммунитет шакллантиришнинг таъсирчан психологик услублари. Таълим ва инновацион тадкикотлар образование и инновационные. Халкаро илмий-методик журнал. Исследования education and innovative research. № 5, 2021 октябрь. — Б. 304-321.

Останов Ш.Ш. Использование техник арт-терапии в педагогике и психокорреции // Science and Education. 2022. №2. С. 1334-1341.

По материалам ресурса: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnik-art-terapii-v-pedagogike-i-psihokorretsii