C 12 по 18 февраля Неделя профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта

В современном мире человек подвержен воздействию большого числа как модифицируемых, так и не модифицируемых факторов риска. Симптоматика заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) имеет разнообразные проявления. Общими признаками являются: боль в животе, потеря аппетита, возникновение отрыжки и изжоги, появление тошноты и рвоты, потеря веса, нарушения стула, общая слабость и метеоризм.

Профилактика заболеваний ЖКТ:

1) Важно следить за режимом и качеством питания. Одним из важных составляющих профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта, является правильное питание
— Здоровое питание — одна из важнейших потребностей человека, которая напрямую определяет его здоровье, качество и продолжительность жизни. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способность к обучению, школьную успеваемость и здоровье в целом.
— Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самого детства. На период детства приходится наиболее интенсивный рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в детском возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, что практически невозможно исправить в дальнейшем.

Принципы здорового питания:
— Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энерготратам организма;
— Химический состав рациона должен соответствовать физиологическим потребностям организма в макронутриентах (белках и аминокислотах, жирах и жирных кислотах, углеводах) и микронутриентах (витаминах, минеральных веществах и микроэлементах, биологически активных веществах);
— В состав рациона питания должны входить специализированные пищевые продукты с пониженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, а также обогащённые витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными компонентами;
— Питание должно быть разнообразным;
— Питание должно быть регулярным.

Полезно есть часто, в небольших порциях, и не пропускать приемы пищи, особенно завтрак. Перед едой обязательно нужно тщательно мыть руки и все продукты, которые не подвергнуты тепловой обработке, чтобы избежать попадания вредоносных микроорганизмов в организм.

2) Рацион питания также играет важную роль. Полезно уменьшить потребление жареной, жирной, копченой, соленой пищи, а также увеличить количество клетчатки в рационе с помощью овощей, фруктов, хлеба с отрубями и каш. Рекомендуется употреблять больше грубой пищи, свежих салатов, а также ограничить использование уксуса и подобных компонентов при приготовлении пищи.
3) Избегайте переедания и придерживайтесь умеренности в питании. Однако, голодать не стоит, питаться необходимо регулярно и правильно.

4) Избегайте курения и употребления алкоголя. Для снижения патологического воздействия смол и никотина на пищеварительные органы необходимо полностью отказаться от курения. Также стоит помнить, что алкоголь оказывает разрушительное действие на клетки внутренней поверхности всех органов пищеварения, повреждая и разрушая их, приводит к ожогу, а в результате и омертвению их тканей.

5) Научитесь справляться со стрессом. Старайтесь избегать нервных ситуаций, регулярно отдыхайте, гуляйте и высыпайтесь, такие меры помогут не только улучшить состояние пищеварительной системы, но и общее здоровье.

6) Ограничьте потребление газированных напитков и кофе. Безопасная доза кофе составляет 300-400 мл готового напитка в день (2-3 чашки). Газированные напитки также следует употреблять в минимальных количествах или, желательно, полностью отказаться от них.

7) Больше двигайтесь. Двигательная активность не только благотворно влияет на функционирование ЖКТ, но и на общее состояние организма.

Своевременное прохождение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации являются важными составляющими профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Они помогают выявить проблемы на ранних стадиях и предотвратить развитие серьезных заболеваний.
Введите сегодня в свой режим полезные привычки, чтобы наслаждаться долгой и активной жизнью без болезней ЖКТ.

15 ФЕВРАЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ РАКОМ


Международный день детей, больных раком – глобальная совместная кампания по повышению осведомленности о детской онкологии и поддержке больных детей их семей. Эта дата впервые появилась в календаре в 2001 году по инициативе Всемирной конфедерации родителей детей, больных раком (ICCCPO).
Символ борьбы с детской онкологией – золотая лента. Золото символизирует драгоценное сокровище, которым являются дети для своих родителей. Различные организации используют золотую ленту для выражения поддержки и солидарности в борьбе с детским раком.
Залогом успешного лечения онкологических заболеваний считается своевременная диагностика.
Любовь, теплота, положительный настрой и чуткая забота о заболевшем ребенке – необходимые условия в борьбе с таким страшным недугом как рак.

День книгодарения

14 февраля, в Международный день дарения книг (International Book Giving Day) или Международный день книгодарения, который объединяет всех, кто дарит книги детям и прививает им любовь к чтению, в ГУЗ ТО «КЦДП» прошел «День книгодарения». Это мероприятие для юных пациентов центра подготовила и провела специалист «Детской областной библиотеки» Надежда Ивановна Моторина.

Надежда Ивановна рассказала детям о том, почему книгу нужно ценить, о том, что книга — это не только материальная ценность, но и духовная. Она объяснила, какие чувства и эмоции дарит читателю автор книги. Благодаря книгам, дети учатся добру, дружбе, взаимопомощи, любви к ближнему и чувству сопереживания. Все это помогает ребенку стать человеком.

Заключительной частью мероприятия стала мастерская, где дети делали закладки для книг из цветной бумаги. Дети вместе с родителями с увлечением включились в процесс создания ярких закладок.

Поздняя недоношенность как фактор риска нарушений неврологического и речевого развития в раннем возрасте

Актуальность

Недоношенность является фактором риска нарушений развития в детском возрасте и остается серьезной проблемой общественного здравоохранения. Низкий гестационный возраст неразрывно связан с неонатальной смертностью и с кратко-срочными, отдаленными неврологическими последствиями различной степени выраженности, включая инвалидизацию. В течение многих лет в центре внимания исследователей находится изучение развития очень недоношенных и крайне недоношенных детей (<32 недель гестации). При этом, исследований по изучению неврологического развития детей, родившихся на поздних сроках недоношенности мало и зачастую их результаты, носят противоречивый характер, что в ряде случаев обусловлено особенностями дизайна, критериями включения, исключения и другими методологическими отличиями.

Цель. Определить частоту неврологических и речевых нарушений у детей с недоношенностью в возрасте трех лет.

Материалы и методы. Выполнено ретроспективное исследование пациентов раннего возраста, обратившихся на консультацию к неврологу в период с 2021 по 2022 год. Критерием включения являлся установленный диагноз задержки речевого или психоречевого развития в возрасте 3 года, при этом наличие неврологической патологии со стороны двигательной системы не являлся исключающим фактором. При оценке анамнестических данных в случае установления недоношенности применялась классификация, согласно которой: крайне недоношенные – это дети с рождением в сроке менее 28 недель гестации, очень недоношенные – от 28 по 31 неделю (включительно), умеренно недоношенные – от 32 по 33 неделю (включительно) и поздние недоношенные – от 34 до 37 недели. Все пациенты осмотрены врачом-неврологом, дефектологом, психологом, оториноларингологом, в ходе исследования исключены нарушения слуха (аудиологическое исследование). Из исследования исключались пациенты с выявленными врожденными пороками развития центральной нервной системы (по результатам нейровизуализации), с эпилепсией с дебютом в доречевом периоде. С учетом критериев включения, исключения за отчетный период в исследовании приняло участие 180 детей (n=180). При недоношенности выполнено условие коррекции возраста по сроку гестации.

Результаты.

Анализ анамнестических данных показал, что в 84 случаях (46,7%) у детей имел место анамнез недоношенности. Оценка структуры недоношенности (n=84) выявила, что более чем в половине случаев (53/84; 63,1%) у детей отмечалась поздняя недоношенность. При сравнении групп детей с поздней недоношенностью (n=53) и детьми с недоношенностью до 34 недель (n=31), установлено, что патологическая симптоматика в неврологическом статусе (со стороны двигательной и координационной системы) значимо не различалась: 47,2% и 48,4%, соответственно (p>0,05). Среди жалоб, сопутствующих задержке речевого развития, лидировали: неловкость, дискоординация, трудности в коммуникации, адаптационные расстройства и нарушения сна.

Выводы

Почти каждый второй ребенок с поздней недоношенностью в возрасте 3 лет имеет неврологические нарушения, включая задержку речевого развития, что требует более пристального внимания к данной гестационной когорте, поскольку в большинстве случаев эта степень недоношенности не расценивается как фактор риска, а лечение, вмешательство начинаются поздно.

Читать далее

Форум будущих технологий

13-14 февраля 2024г. в г.Москва, Центр международной торговли (ЦМТ) Форум будущих технологий»

Владимир Путин Руслан Юнусов, Алексей Федоров, Илья Семериков, Надежда Борщевская, Олег Белозеров, Владимир Егоров | Vladimir Putin Ruslan Yunusov, Aleksey Fedorov, Ilya Semerikov, Nadezhda Borshchevskaya, Oleg Belozerov, Vladimir Egorov


Деловая программа Форума_Будущие_технологии

Работа выездной бригады специалистов

Состоялись выезды бригады специалистов:

08.02.2024 для проведения осмотров организованных детей в г. Ясногорск Тульской области (МОУ «СОШ № 3 им. С.В. Ишеева») направлена бригада-специалистов в следующем составе: врач-педиатр, врач-невролог, врач-сурдолог-оториноларинголог. Осмотрено всего 79 детей, проведено консультаций специалистами – 474.

08.02.2024 – г. Новомосковск, совместный выезд с ГУЗ «ТДОКБ», осмотрено 49 детей, проведено консультаций неврологом – 19, эндокринологом – 30.

09.02.2024 для проведения профилактических осмотров неорганизованных детей первого года жизни в п. Куркино Куркинского района Тульской области (Детская поликлиника) направлена бригада – специалистов в следующем составе: врач-травматолог-ортопед, врач ультразвуковой диагностики, врач-педиатр, врач-невролог, врач-детский эндокринолог, врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог. Осмотрено 22 ребенка, проведено консультаций специалистами132, диагностических исследований89.

 

Осложнения сахарного диабета 1 типа

Специфические осложнения сахарного диабета в детском и подростковом возрасте — микрососудистые нарушения: диабетические ретинопатия (ДР), нефропатия (ДН), нейропатия.

Факторы риска:

  • большая длительность заболевания, старший возраст и пубертатный период;
  • курение;
  • АГ;
  • дислипидемия;
  • отягощенная наследственность в отношении развития осложнений;
  • ожирение;
  • сидячий образ жизни.

Патогенез специфических осложнений сахарного диабета сложен: нарушения микроциркуляции, свертывающей и фибринолитической систем крови, системы антиоксидантной защиты, обмена белковых компонентов сосудистой стенки и проницаемости сосудов. Хроническая гипергликемия активирует процессы неферментативного гликозилирования белков, полиоловый путь метаболизма глюкозы и прямую глюкозотоксичность.

Диабетическая ретинопатия

Диабетическая ретинопатия (ДР) — микрососудистое осложнение сахарного диабета, характеризующееся поражением сетчатки в результате ишемии, повышения проницаемости и эндотелиальной дисфункции сосудов, приводящее к значительному снижению зрения вплоть до его полной потери.

   

Диабетическая нефропатия

 Диабетическая нефропатия (ДН) — специфическое поражение почек при сахарном диабете, сопровождающееся формированием узелкового гломерулосклероза, приводящего к развитию терминальной почечной недостаточности, требующей проведения заместительной почечной терапии (диализ, трансплантация).

 

Диабетическая нейропатия

 Диабетическая нейропатия – комплекс клинических и субклинических синдромов, каждый из которых характеризуются диффузным или очаговым поражением периферических и/или автономных нервных волокон в результате СД1. Диабетическая дистальная полинейропатия (ДПП) является наиболее распространенной генерализованной формой, при котором присутствует диффузное повреждение всех периферических моторных и сенсорных нервных волокон. Такое повреждение появляется бессимптомно, но затем прогрессирует вначале до снижения сенсорных функций и позднее приводит к утрате моторной функции с распределением по типу чулок и перчаток. Автономная кардиоваскулярная нейропатия (КАН) возникает в результате поражения вегетативного отдела нервной системы и может проявляться в виде ортостатической гипотензии, нарушению адекватной реакции показателей ЧСС и удлинению интервала Q-T. КАН ассоциирована с риском внезапной смерти и другими сердечно-сосудистыми факторами риска.

Рекомендуется ежегодно у пациентов с сахарным диабетом 1 типа в возрасте 11 лет при длительности заболевания более 2 лет осмотра и консультации врача-невролога с целью своевременного выявления диабетической нейропатии.

 

Материал подготовила Врач-детский-эндокринолог Ульянова Т.Н.

Сахарный диабет у детей – симптомы и лечение

Что такое сахарный диабет у детей?

Сахарный диабет, или «сахарная болезнь» — это заболевание, которое вызывает сложные нарушения углеводного, жирового и белкового обменов. Оно связано с нарушением выработки инсулина, нарушением его воздействия на органы-мишени (сетчатку глаза, артерии, почки, сердце, головной мозг) либо с сочетанием этих факторов.

Основным симптомом является гипергликемия, т. е. высокий уровень глюкозы в крови, и её проявления в виде чрезмерного употребления воды, увеличения объёма мочи и токсического воздействия на органы-мишени.

 

Гипогликемия как осложнение сахарного диабета 1 типа у детей

Гипогликемия (зачастую просто «гипо») — термин, используемый для обозначения состояния, при котором уровень сахара в крови слишком низкий. Это состояние может возникнуть по ряду причин. Несмотря на то, что эпизоды гипогликемии легко купировать, симптомы гипогликемии зачастую довольно неприятны, особенно для ребенка. Более того, состояние гипогликемии может быть очень опасным, поэтому важно уметь правильно распознавать симптомы и действовать максимально быстро.

Первый шаг на пути к снижению риска развития гипогликемии у ребенка — знание наиболее распространенных симптомов. В отличие от взрослых, маленькие дети неспособны вовремя распознавать симптомы приближающейся гипогликемии, поэтому очень важно, чтобы Вы регулярно проверяли уровень сахара (глюкозы) в крови ребенка в целях предотвращения выхода показателей за пределы целевого диапазона. В случае гипогликемии у ребенка у него могут наблюдаться такие симптомы:

  • Слабость
  • Головокружение
  • Избыточная потливость
  • Голод
  • Головная боль
  • Дезориентация в пространстве
  • Размытое зрение

Поскольку степень тяжести гипогликемии может варьироваться, необходимо регулярно проверять уровень сахара в крови после потребления сахара или приема глюкозы в таблетках.

 

КУПИРОВАНИЕ ГИПОГЛИКЕМИИ

При наступлении гипогликемии очень важно действовать быстро, но без паники. Не усугубляйте ситуацию — ваш ребенок и без того может переживать испуг и быть не в состоянии рассказать о своих симптомах.

В зависимости от степени тяжести гипогликемии после ее купирования у ребенка может наблюдаться чувство душевной апатии — будьте готовы прийти на помощь и успокоить. К сожалению, эпизоды гипогликемии — неотъемлемая часть жизни с диабетом (а иногда, они даже встречаются у совершенно здоровых людей). Именно поэтому, дети должны с самого малого возраста уметь оказать себе необходимую помощь. Ваша задача — научить ребенка справляться с состоянием гипогликемии и сохранять спокойствие.

Важно помнить о том, что основная задача при купировании гипогликемии — вернуть уровень сахара в целевой диапазон, т. е. поднять его до нормального значения. Для этого можно:

  • съесть таблетки глюкозы
  • съесть конфеты (например, леденцы)
  • выпить фруктовый сок
  • выпить стакан сладкого напитка
  • использовать набор глюкагона в случае его доступности (только для лечения тяжелых эпизодов гипогликемии)
  • в случае, если ребенок потерял сознание, вызовите скорую

Через 15–20 минут после выполнения вышеперечисленных действий необходимо измерить уровень сахара в крови, чтобы убедиться, что показатели вернулись в целевой диапазон. Гипогликемия может вызывать чувство беспокойства, и, соответственно, потребуется некоторое время, чтобы прийти в себя. Дайте ребенку возможность сесть, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и расслабиться.

Способы лечения гипогликемии у ребенка необходимо обсудить с со своим лечащим врачом — каждый организм уникален, поэтому необходимо определить, какой метод будет наиболее эффективным в вашем случае.

 

НОЧНАЯ ГИПОГЛИКЕМИЯ

Контроль уровня сахара в крови — круглосуточная задача. Даже когда ребенок находится в состоянии сна, его организм работает, а уровень сахара в крови может снижаться под воздействием множества факторов, в числе которых:

  • вечерний прием пищи (количество съеденных углеводов)
  • интенсивность физической нагрузки
  • доза инсулина перед сном
  • тип инсулина

Многих родителей вышеперечисленные факторы побуждают сделать выбор в пользу приобретения системы непрерывного мониторинга глюкозы для использования в сочетании с инсулиновой помпой, например, MiniMed Paradigm Veo и, соответственно, осуществления постоянного контроля диабета у ребенка. Система НМГ исключает необходимость выполнения регулярных измерений уровня сахара в крови в ночное время — как только уровень глюкозы в крови ребенка падает, система самостоятельно уведомит об этом.

Поскольку сенсор системы НМГ выполняет мониторинг показателей в круглосуточном режиме, у Вас будет возможность получить полную информацию о том, как изменяется уровень сахара в крови ребенка в течение сна. Такие данные могут быть очень полезны при оценке эффективности лечения диабета у ребенка.

Система НМГ может использоваться в любом возрасте, начиная с 2 лет.

 

ПОЛНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Наблюдение за ребенком, переживающим состояние гипогликемии, — не самая приятная картина. Тем не менее, не стоит забывать, что полностью избежать гипогликемии невозможно, а ее появление — не повод винить себя. Эпизоды гипогликемии рано или поздно переживают все больные диабетом. Вооружившись информацией о том, как распознать симптомы гипогликемии и как купировать ее, теперь только нужно запастись всем необходимым: в Вашем доме обязательно должны быть таблетки глюкозы, сладкие напитки и продукты с быстродействующими углеводами. Также позаботьтесь о том, чтобы взрослые, которые осуществляют наблюдение за ребенком, и его воспитатели/учителя, знали, когда и как лечить гипогликемию и обладали всем необходимым для этого.

Диабет у детей требует выработки особой системы поддержки для ребенка, вне зависимости от его возраста. Например, будет совсем нелишним уведомить взрослых, окружающих ребенка, об имеющемся заболевании. Осведомление воспитателей или учителей ребенка о диабете позволит им лучше понимать, как распознать симптомы приближающегося эпизода гипогликемии / гипергликемии и как купировать его.

Материал подготовила врач-детский эндокринолог Ульянова Т.Н.

Формирование фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи 2-го уровня

В статье дается краткий обзор проблемы развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описана процедура проведения обследования дошкольников. Представлены результаты исследования фразовой речи дошкольников рассматриваемой группы. Выявлены специфические особенности сформированности фразовой речи у детей среднего дошкольного возраста. Дан качественный и количественный анализ результатов сформированности фразовой речи у группы дошкольников. Описаны этапы разработки коррекционной работы с дошкольниками. Рассматривается содержание логопедической работы по формированию фразовой речи детей с ОНР II уровня. Представлены сюжетно-ролевые игры, как эффективное средство для развития фразовой речи у дошкольников. Экспериментально доказана эффективность предложенного содержания логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Введение

Проблема формирования фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня (далее – ОНР) обусловлена как на научно-методическом, так и на социально-педагогическом уровне. С учетом требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт), определена важность и необходимость организации и совершенствования всестороннего развития дошкольников. Одним из таким важных направлений в Стандарте по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, является речевое и социально-коммуникативное развитие, где в качестве целевых ориентиров, как основ преемственности дошкольного и начального общего образования, определяется способность дошкольников договариваться, уметь выражать мысли и потребности, вести диалог и т.д., что затруднительно осуществить без сформированной на достаточном уровне фразовой речи.

Проведенный анализ литературных источников выявил (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.), что, с одной стороны, достаточная сформированность фразовой речи играет важную роль в социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста, а с другой, показала недостаточное развитие фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня, что не позволяет осуществлять качественную коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Основное внимание исследователей, занимавшихся проблемой исследования фразовой речи дошкольников с речевым недоразвитием, направлено на изучение сформированности умения составлять предложения и его лексико-грамматическое оформление.

Но в то же время недостаточная научная разработанность проблемы формирования фразовой речи у дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня в процессе использования сюжетно-ролевой игры определила необходимость разработки и апробации содержания коррекционно-логопедической работы.

Изложение основного материала статьи

С целью изучения сформированности фразовой речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня проведено исследование состояния фразовой речи дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня. За основу были взяты задания и методические приемы выдающихся отечественных авторов в области отечественной логопедии В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также использовался картинный материал Т.Н. Новиковой-Иванцовой, Е.В. Мазановой, И.А. Смирновой.

Авторский вклад заключался в описании процедуры обследования фразовой речи у дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня, структурировании заданий с учетом применения моделей предложения в связной диалогической и монологической речи, формулировании речевой инструкции к каждому заданию (доступной для понимания дошкольников с ОНР II уровня), а также описании параметров оценки.

Методика эксперимента включала в себя два раздела заданий: I раздел – исследование состояния сформированности импрессивной речи (выполнение инструкций, подбор сюжетной картинки к фразе, дифференциация видовременных и приставочных форм глаголов, понимание предложно-падежных конструкций); II раздел – исследование состояния сформированности фразовой речи, а именно: а) составление изолированных предложений (составление предложений по трем картинкам, составление предложения по сюжетной картинке, повторение предложений разной структуры); б) употребление предложений в связной речи (связная диалогическая речь: беседа; связная монологическая речь: составление рассказа по серии сюжетных картин). Диагностическая методика предполагала оценку сформированности умения применять доступные модели предложения в связной диалогической и монологической речи. При оценке состояния сформированности импрессивной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня обращалось внимание на самостоятельность, правильность и скорость выполнения предложенных заданий.

В ходе анализа полученных данных по первому разделу методики было выявлено, что большинство дошкольников с ОНР II уровня демонстрируют уровень сформированности импрессивной речи ниже среднего. Были выявлены следующие специфические особенности: трудности понимания детьми трехступенчатых инструкций; сложности переключения с одного действия на другое при восприятии инструкций; трудности понимания предложно-падежных конструкций в составе фразы; трудности дифференциации приставочных (выливает – переливает), видовременных (ест – поела) форм глаголов, близких по значению глаголов (рисует – красит), что искажало понимание и смысл фразы в целом.

Перейдем к результатам исследования фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня. При изучении способности составлять изолированные предложения большинство дошкольников показали уровень сформированности фразовой речи ниже среднего. Фразы дошкольников отличались бедностью лексического наполнения, смысловой незавершенностью, нарушением согласования слов в предложении, ошибочным употреблением предлогов в при конструировании предложений. При изучении способности дошкольников применять модели предложений в связной диалогический и монологической речи, дошкольники с ОНР II уровня показали низкие результаты. В процессе беседы дети использовали короткие грамматически ошибочные фразы или отвечали односложно. Составление рассказа по серии картинок оказалось недоступно для дошкольников с ОНР II уровня. При сопоставлении полученных данных по второму разделу методики отмечается наличии диссоциации между относительной сформированностью фразовой речи при построении изолированных предложений и выраженными сложностями в применении сформированных моделей предложений в связной диалогической и монологической речи.

Таким образом, специфика нарушений фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня касается как процесса внутреннего программирования структуры предложения, так и реализации внешней программы в виде грамматически правильного оформления и последовательности изложения.

С учетом выявленных особенностей сформированности фразовой речи дошкольников с ОНР II уровня возникла необходимость определения содержания коррекционно-логопедической работы с дошкольниками 4-5 лет. Для реализации поставленной цели были сформированы две группы дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня: экспериментальная и контрольная. Дошкольники, вошедшие в состав экспериментальной группы, приняли участие в обучающем эксперименте. С данной группой дошкольников проводилась работа по формированию фразовой речи средствами сюжетно-ролевых игр. С дошкольниками, вошедшими в состав контрольной группы, работа осуществлялась логопедом дошкольного образовательного учреждения традиционными методами (конструирование фразы по картинкам). В качестве основного средства формирования фразовой речи у рассматриваемой группы дошкольников с ОНР II уровня использовалась сюжетно-ролевая игра, которая по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых рассматривается как важный потенциал в речевом и коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста (С.Н. Литвинова, А. Pellegrini и др.).

В данных исследованиях рассматриваются функции сюжетно-ролевой игры: деятельностная, социокультурная, коммуникативная, коррекционная и функция самореализации. Следовательно, возникла необходимость осуществления параллельного развития фразовой речи и сюжетно-ролевой игры у дошкольников экспериментальной группы.

Было определено содержание логопедической работы и выделено два этапа: обучающий и коммуникативный. На обучающем этапе осуществлялось обучение дошкольников с ОНР II уровня умению строить простые нераспространенные и малораспространенные фразы. Основными задачами обучающего этапа являлись: обогащение и расширение словаря; развитие понимания синтаксических конструкций различных типов; развитие грамматического строя речи; стимуляция потребности в игре; обучение сюжетно-ролевой игре и совершенствование предметно-содержательной стороны игры.

На коммуникативном этапе осуществлялось закрепление умения строить простые нераспространенные и малораспространенные фразы в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. На данном этапе осуществлялась реализация следующих задач: закрепление умения строить фразу в связной диалогической речи; обогащение функционального содержания игры; усложнение построения семантико-синтаксического строения фраз.

Поставленные задачи в рамках каждого этапа реализовывались параллельно в ходе обучения дошкольников сюжетно-ролевой игре, а не в рамках отдельных видов деятельности. Было определено дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы и подобран речевой материал для дошкольников с благоприятным и неблагоприятным вариантом развития фразовой речи. Для дошкольников с неблагоприятным вариантом развития фразовой речи подбирался более простой речевой материал, а содержание сюжетно-ролевой игры было менее разнообразным, нежели с дошкольниками с благоприятным прогнозом развития фразовой речи.

Содержание коррекционной работы отразилось в программе логопедических занятий по развитию фразовой речи дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня, которые проводились в рамках коррекционного курса «Развитие речи».

После обучающего эксперимента был проведен контрольный срез с целью оценки эффективности предложенного содержания логопедической работы. Контрольный эксперимент проводился по тем же блокам диагностических заданий, что и на этапе исследования. Анализ данных исследования импрессивной речи дошкольников с ОНР показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие, нежели дошкольники контрольной группы, результаты в овладении фразовой речью как при употреблении изолированных предложений, так и в применении сформированных моделей предложений в общении со взрослыми.

Выводы

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о важности использования сюжетно-ролевой игры, как эффективного средства формирования фразовой речи, позволяющей реализовать коммуникативный подход к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Читать далее

8 февраля — День Российской науки!

Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицине, образовании, экономике, производстве. Открытия ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.

8 февраля 2024 года Российская академия наук празднует свое 300-летие.

День российской науки непосредственно связан с именем Петра I. 8 февраля 1724 года по его распоряжению был издан указ о развитии науки в Российском государстве. Он основал первую Академию наук и художеств.

Этот день был учрежден в 1999 году Указом Президента Российской Федерации и призван подчеркнуть важность науки для развития страны. Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий.

Клинический центр детской психоневрологии является одним из ведущих медицинских учреждений региона. Специалисты Центра оказывают высококвалифицированную реабилитационную помощь детям с тяжелыми заболеваниями, внедряя в практику современные методы диагностики и реабилитации.

Медицинский коллектив учреждения — настоящие профессионалы, знающие и любящие свое дело!

С днём Российской науки! Поздравление от Национальной ассоциации детских реабилитологов. https://vk.com/detskiereabilitologi