Реабилитационные цели при переходе к следующему коммуникативному уровню

Коммуникация – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Занятия по развитию  коммуникации показаны всем, чьи коммуникативные навыки находятся на ранних стадиях развития, а именно тем, кто не может пользоваться какой либо формой языкового общения бегло и по существу. Это актуально для пациентов, имеющих  тяжелые нарушения зрения, интеллекта, речи, слуха, ЦП, аутизм.

Выделяют семь уровней коммуникации:

Уровень 1. Ненамеренное поведение.

Человек не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать). Интерпретируют поведение люди, осуществляющие уход за человеком, оценивая движения тела, выражение лица или издаваемые звуки.

У типично развивающихся детей эта стадия наступает в период от рождения до 3 месяцев.

Уровень 2. Намеренное поведение.

Человек контролирует поведение, но еще не использует его для намеренного общения. Ребенок еще не понимает, что «Если он сделает это, то кто – то сделает то. Интерпретируют поведение по –прежнему взрослые.

У типично развивающихся детей стадия длится от 3 до8 месяцев.

Уровень 3. Нестандартное общение.

Коммуникативное поведение является  «досимвольным», потому что в нем нет никаких символов и «нестандартным», потому  что в более сознательном возрасте оно не  является социально приемлемым. К коммуникативному поведению относятся движения тела, голосовые сигналы, выражение лица и простые жесты ( например хватание людей за одежду).

У типично развивающихся детей стадия наступает от 6 до 12 месяцев.

Уровень 4. Стандартное общение.

Стандартное досимвольное поведение намеренно используется для общения. Коммуникативное поведение является «досимвольным», потому что в нем нет никаких символов, и «стандартным», потому что такое поведение является социально приемлемым, и мы продолжаем использовать его в более сознательном возрасте, сопровождая или дополняя речевое общение. Значения некоторых жестов могут быть присущи только той культуре, в которой они используются. К  коммуникативному поведению относятся показывание пальцем, кивки и качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод  взгляда с человека на желаемый объект. Могут использоваться некоторые  голосовые интонации.

У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 12 до 18 месяцев.

Уровень 5. Конкретные символы.

Символическое общение начинается здесь, на уровне 5 .

Для общения используются «конкретные» символы, физически напоминающие обозначаемый ими объект. Конкретные символы своим внешним видом, сенсорным ощущение, движениями или звучанием напоминают объект, который обозначают. К конкретным символам относятся фотографии, предметы(часть объекта), образные жесты( например похлопать по стулу в знак  приглашения присесть)и звуки (например, жужжание для обозначения пчелы). Большинство детей пропускают эту стадию и сразу переходят на уровень 6. Для некоторых людей конкретные символы могут быть единственным видом символов, имеющим смысл; для других они могут служить в качестве перехода к использованию абстрактных символов.

Типично развивающиеся дети пользуются конкретными символами в сочетании с жестами и словами, как правило, в возрасте от 12 до 24 месяцев, но не в качестве отдельной стадии.

Уровень 6. Абстрактные символы.

Для общения используются такие абстрактные символы, как речь, жесты, слова, набранные шрифтом Брайля или печатными буквами. Эти символы являются «абстрактными», потому что они физически НЕ напоминают обозначаемый им объект.  Их используют по одному. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 12 до 24 месяцев.

Уровень 7. Язык

Из символов (конкретных или абстрактных) составляются двух или трехсимвольные сочетания («хочу сок») в соответствии с правилами грамматики. Ребенок понимает, что значение сочетания символов  в некоторых случаях зависит от того, в каком порядке эти символы расположены. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте 24 месяцев.

Для оценки коммуникативного уровня используется   методика  «Матрица общения». Матрица общения охватывает три основных аспекта коммуникации: виды поведения, используемые человеком для общения, сообщения, которые человек выражает, а также уровень общения. Структура методики позволяет сформировать  общую схему  логических целей развития коммуникативных навыков.

Определив  уровень коммуникации, а также учитывая особенности двигательной, сенсорной, интеллектуальной сфер пациентов, выстраивается индивидуальная программа развития коммуникативных навыков.

 Целью развития  коммуникативных навыков ребенка, находящегося на уровне ненамеренного поведения (1 уровень), является:

-определить потенциальные «намеренные» проявления  (движения тела, вокализации, выражение лица),

— последовательно отреагировать на них так, как если бы они были сознательными действиями.

Это позволит ребенку научиться понимать связь между собственным поведением и его последствиями, выполнять конкретное действие и наблюдать его результат. Очень важно определить мотивирующую активность ребенка, что ему нравится. Это могут быть сенсорные активности по разным модальностям: прикосновение, запах, вкус, звук (музыка, песенки) и т.д..Проводится оценка предпочтений, смотрим как ребенок реагирует ( улыбается, двигается, ему приятно или нет).

Пример: взрослый поет песенку, ребенок затихает, прислушивается, может улыбаться. Ребенок плачет, мама дает ему кушать или берет на руки. Сначала ребенок не понимает, что если он что – то сделает (Н.посмотрит на бутылочку), то взрослый сделает ответный ход (даст попить). Как только ребенок поймет причинно следственную связь, наступает второй уровень коммуникации – уровень намеренного поведения.

2 уровень. Целью занятий  на этом уровне коммуникации является формирование навыков намеренного поведения посредством навыков отказа, желания продолжать деятельность, привлечения внимания.

Взрослый комментирует поведение ребенка. Необходимо создать структурированную, предсказуемую последовательность  ежедневно происходящих в режиме дня и знакомых ребенку действий. Предлагать простые занимательные игры. Занимаясь, периодически делать паузы в надежде проявления коммуникативного поведения.

Сначала мы учим ребенка просить продолжения действия. Например: мы качаем ребенка на мяче, останавливаемся, спрашиваем «еще?», ждем реакции. Или даем кусочек вкусняшки, спрашиваем «еще?», ждем реакции.

Когда ребенок научился просить (телом, взглядом), вводим комментирование. Например: «это мишка», « кошка», «купаться» и т.д. Затем начинаем учить ребенка выбирать между двумя объектами. Например: «хочешь сок?», «воду?». Как только ребенок может попросить продолжения действия, выбрать, наступает третий уровень коммуникации – уровень нестандартного общения.

3 уровень. На этом уровне коммуникации задачей  является моделировать такие ситуации,  чтобы ребенок вовлекал взрослого в коммуникацию, то есть формирование навыка совместного внимания. Например:  ребенок тянет взрослого к шкафу, чтобы ему дали необходимый объект (конфету, игрушку). Мы моделируем поведение, чтобы ребенок посмотрел на взрослого: подносим предмет к своему лицу, опускаемся на уровень глаз ребенка, располагаем себя между ребенком и объектом. У детей с аутизмом на этом уровне вводят карточки ПЭКС. Как только появилось совместно разделенное внимание (ребенок переводит взгляд с желаемого объекта на взрослого и обратно) – наступает четвертый уровень коммуникации – уровень стандартного общения.

4 уровень. На этом уровне цель взрослого – моделировать ситуации, чтобы ребенок указывал (обязательно вовлекая взрослого). Средства, какими ребенок пользуется на этом уровне – это указывание, кивки, жесты («пока»). Здесь очень важно учитывать прогрессивное увеличение дистанции, на которую ребенок может указывать. Сначала ребенок может дотрагиваться рядом, затем это расстояние понемногу увеличивается. Например: ребенок указывает, какую игрушку ему подать. При использовании в общении многих социально приемлемых жестов (дай, пока, спасибо, да, нет и т.д.) можно переходить на следующий, пятый уровень коммуникации – уровень конкретных символов.

5 уровень. На этом уровне развития коммуникативных навыков терапевтической целью является  использование аугментативной  коммуникации. Рекомендуется выбирать активность, которую родители уже применяют и туда вносить коммуникативный контекст. Символы, которые используются на этом уровне иконические, то есть выглядят, звучат как то, что они представляют (фотографии, предметы,  может быть часть предмета у детей с нарушениями зрения). Например: ребенок просит, указывая на фотографию необходимого предмета, активности.

На 6 уровне  целью является переход от конкретных символов (фотографий, предметов) к  абстрактным  (рисунки, контурное изображение, жесты, пиктограммы, написанные слова). Здесь мы обучаем ребенка соотносить предмет с абстрактным изображением и затем использовать это в коммуникации. Например:  ребенок просит или комментирует, указывая на изображение в планшете или на коммуникативной доске.

Терапевтической целью  на 7 уровне является использование комбинаций символов, применение  грамматических правил (прилагательные перед существительными, действия перед объектами и т.д.). Например:  ребенок составляет фразу при помощи картинок « хочу апельсиновый сок».

Составила  Катасонова О.Ю.