Развитие речевого дыхания у детей с заиканием.

Нарушение речевого дыхания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

— расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания),

— формирование длительного фонационного выдоха,

— формирование речевого выдоха.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха:

Упражнение 1. Лежа на спине выдохнуть остатки воздуха, далее, поднимая руки вверх, плавно вдохнуть через нос так, чтобы живот надулся «шариком». Затем медленно выдохнуть через рот. При этом живот опускается и втягивается.

Упражнение 2. Положить на область диафрагмы книгу. Лежа на спине выдохнуть остатки воздуха, далее, плавно вдохнуть через нос так, чтобы живот надулся «шариком» и поднял книгу. Затем медленно выдохнуть через рот. При этом живот опускается, втягивается и книга опускается.

Упражнение 3. Лежа на спине плавно вдохнуть через нос, живот надувается. При плавном выдохе подтягивать поочередно колени к животу. При этом живот опускается, втягивается.

Упражнение 4. Сидя на полу: руки развести в стороны и глубоко (до пупка) вдохнуть, плечи не поднимать. Наклонить туловище 3 раза спокойно и плавно вперед – выдыхать в 3 «рывка», на выдохе произносить «ш-ш-ш».

Упражнение 5. «Задуй воображаемую свечу». Стоя: вдохнуть и длительно подуть на воображаемую свечу.

Упражнения на формирование длительного фонационного выдоха:

Упражнение 1. Произносить сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом:

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАУО

О, ОА, ОАУ, ОАУЭ, ОАУЭЫ

И, ИА, ИАЭ, ИАЭО, ИАЭОИ

Упражнение 2. «Колодец». Бросаем гласные звуки в воображаемый колодец. Произносить длительно на полном выдохе (Ааа…, Ооо…,Ууу…Иии…, Эээ…, Ыыы…).

Упражнение 3. «Качаем малыша». Имитировать качание малыша и произносить плавно Аа-Аа-Аа-А (подбрасывая последний звук).

Упражнение 4. «Спустить мяч». Сделать вдох, руки на уровне груди. Сжимать воображаемый мяч, произнося «с-с-с».

Упражнение 4. «Полицейская сирена». Плавно вдохнуть, на полном выдохе изобразить звук сирены (Уи-уи-уи-уи).

Упражнения на формирование речевого выдоха.

В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Упражнение 1. «Трубач». Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).

Упражнение 2. «Каша» Выдыхать через нос, на одном выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Упражнение 3. «Лесорубы». Вдохнуть, выдох с наклоном. На выдохе произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.

Упражнение 4. Сделать вдох. На одном выдохе посчитать. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха. По аналогии: перечисление дней недели, название месяцев.

Упражнение 5. «Распределение речевого дыхания». Чтение стихотворений, соблюдая плавность вдоха и выдоха. Например:

(Вдох) на выдохе :Уронили мишку на пол (вдох),

Оторвали мишке лапу (вдох),

Все равно его не брошу (вдох),

Потому что он хороший.

Если хватает воздуха, то можно делать вдох после произнесения двух строчек.

Автор: Трунова Е.О., логопед.