Пассивная артикуляционная гимнастика. Что могут мамины руки.

Что же такое пассивная артикуляционная гимнастика?  Это пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, (в дальнейшем выполняет мать ребенка)

Зачем нужна пассивная артикуляционная гимнастика ?

Такая гимнастика способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ.

Ее цель — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) собирание губ в трубочку.

2) растягивают губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ .

3) поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десны;

4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны .                                                                                                                               Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

Пассивные движения выполняются логопедом утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастаний которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.                                                   Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие приемы:                                                                                                                             1) поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу .   2) опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;                                                                                                                             3) попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;                                                                                                                                     4) смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

5) пассивное открывание рта — поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4-6 раз по нескольку раз в день.                       — Пассивные движения языка.

Для языка используют следующие  приемы .                                                                                                                             1) прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня;

3) язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2-3 раза.

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка.

— Упражнения для губ. Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на I и II уровне доречевого развития, добавляют следующие:

1) губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникнет сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движения повторяются 3-5 раз ежедневно;

2) отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал;                                                                                                                        3) если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5-6 раз ежедневно;

4) вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2-3 раза в процессе кормления (в дальнейшем выполняет мать ребенка). С детьми IV уровня доречевого развития пассивная гимнастика предполагает проведение всех вышеперечисленных упражнений. С целью стимулирования речевых кинестезии логопедические занятия включают мероприятия по созданию определенных поз губ и языка.

Автор: Кузнецова В.С., логопед.