Подготовка к диагностическим исследованиям

  1. Магнитно-резонансная томография (МРТ):
    • МРТ с анестезиологическим пособием:

В день проведения МРТ-обследования ребенку разрешается легкий завтрак не позднее 10-00, далее до проведения обследования не разрешается поить и кормить ребенка. Явиться  на обследование необходимо не менее чем за 30 мин до назначенного времени.

При себе необходимо иметь

— паспортные и страховые документы на ребенка (полис обязательного медицинского страхования ребенка,  свидетельство о рождении ребенка; СНИЛС, направление от врача на МРТ

— результаты обследования (общий анализ крови, общий анализ мочи,  ЭКГ)

— справку об отсутствии контактов с инфекционными больными.

1.2. МРТ с контрастным усилением:

— при себе необходимо иметь результаты анализа крови на креатинин

— справку от педиатра об отсутствии (наличии) аллергических реакций на лекарственные препараты (указать какие).

 

  1. ЭЭГ-видеомониторинг сна

2.1. При проведении исследования нельзя укрывать пациента! Поэтому надо быть готовым спать без одеяла —  одежда должна быть удобной, рекомендуется пижама или спортивный костюм, носки.

2.2. Необходимо ограничить сон перед процедурой, для того, чтобы пациент смог заснуть при проведении исследования:

  • При проведении мониторинга в утреннее и дневное время:

— детям до 14 лет – поздний отход ко сну (около 1-2 часов ночи), который сочетается с ранним пробуждением в 4-5 утра;

— детям старше 14 лет – желательно полное исключение сна перед исследованием (или сон с 2 ночи до 4 утра)

  • При проведении мониторинга в ночное время:

   — детям до 6 лет – по возможности исключить дневной сон;

— детям старше 7 лет – раннее пробуждение в 6-7 утра и исключение дневного сна;

— детям старше 15 лет – раннее пробуждение в 4-5 утра и исключение дневного сна;

  • При проведении ЭЭГ-мониторинга детям до года – ребенок не должен спать перед исследованием 3-5 часов.
    • Накануне исследования рекомендуется вымыть и высушить голову, не пользоваться средствами для укладки волос. Непосредственно перед мониторингом — расплести косы (можно собрать волосы в хвост), снять с головы украшения и заколки. Кожа головы должна быть без повреждений.
    • Не допускается исследование во время острых респираторных заболеваний (с повышенной температурой).
    • Перед исследованием рекомендуется поесть. Не следует накануне ЭЭГ исследования употреблять шоколад, пить чай, кофе или колу, энергетические напитки.
    • Пациенты, принимающие противосудорожные препараты, должны предупредить об этом (название, дозировка), самостоятельная отмена препаратов не допускается.
    • Необходимо обязательно принести ксерокопии предыдущих исследований ЭЭГ, заключений невролога или выписок из стационара, данные КТ и/или МРТ.
    • Перед исследованием психологически подготовить ребенка, в игровой форме объяснив ему необходимость надевания электродной шапочки. Традиционно это рекомендуют делать в виде игры в летчиков или космонавтов.  Необходимо всего взять с собой книжки и игрушки, которые смогут успокоить и отвлечь малыша. А также еду и напитки.

 

  1. Ультразвуковые исследования

3.1. УЗИ брюшной полости

При проведении исследования в утренние часы ребенок приходит в кабинет натощак (отказ от приема пищи, питья, употребления жевательных резинок). Также просят не чистить зубы, т.к. дети часто глотают зубную пасту или воду при полоскании ротовой полости.

При проведении исследования во второй половине дня возможен легкий завтрак, а интервал между приемом пищи и исследованием должен быть не менее 6 часов.

Детям раннего возраста (до года) исследование проводят перед очередным кормлением, в некоторых случаях (дети второго полугодия жизни) одно кормление пропускается и ребенку проводят исследование перед следующим кормлением.

3.2. УЗИ почек и мочевого пузыря (трансабдоминальное, через переднюю брюшную стенку):

К моменту проведения процедуры нужно наполнить мочевой пузырь, для этого за 1,5 -2 часа до исследования необходимо выпить от 0,3л до 1-1,5 литров (у подростков) жидкости в виде негазированной воды, чая, компота

 

  1. Рентгенологические исследования

Большинство рентгенисследований не требуют специальной подготовки. К ним относятся рентгенография черепа, придаточных пазух носа, носоглотки, органов грудной клетки, суставов и костей верхних и нижних конечностей, шейного и грудного отделов  позвоночника. При обследовании поясничного, крестцово-копчикового отделов, костей таза подготовка нужна, если у пациента есть жалобы на запоры, метеоризм, чтобы каловые массы и раздутые газом петли кишечника не накладывались на кости этих областей. В этом случае накануне исследования вечером в 18.00 принимается слабительное, соответствующее возрасту,  или проводится очистительная клизма водой комнатной температуры. Утром в день исследования принимается легкий завтрак для предотвращения возникновения голодных газов. Так же при метеоризме за 2 часа до исследования пациента выкладывают на живот, подложив под него подушку.

При исследовании желудочно-кишечного тракта (пищевод, желудок, кишечник (пассаж бария) исследования проводятся натощак.

Для ирригоскопии подготовка, как для пояснично-крестцового отделов.

 

  1. Аудиологические исследования
    • Подготовка к игровой аудиометрии

5.1.1.В первую очередь, надо научить малыша по сигналу (пока речь идет не о звуках – взмах рукой, флажком, хлопок в ладоши) выполнять какое-то действие (катить мяч, машинку, перешагивать веревочку и т.д.). Сигнал взрослого ребенок должен видеть. Первоначально желательна помощь второго взрослого или старшего ребенка. Один подает сигнал, а второй действует вместе с ребенком. Смысл игры – добиться того, чтобы ребенок ждал сигнал (не действовал без него), а потом без подсказки выполнял действие по сигналу. Но сигналы и действия надо менять через 2-3 дня. Играть не долго – минут по 5, но весело и с удовольствием.

5.1.2. Выработка реакции на видимый речевой сигнал. Сесть напротив малыша, на столик (стул) положить крупную пуговицу (кольцо от пирамидки, другую некрупную игрушку). Произносить слоги (па-па-па, пи-пи-пи…) и одновременно рукой малыша бросать пуговицу (желудь, камушек) в баночку или надевать кольцо на пирамидку одновременно с голосом. Обычно через 5-8 занятий ребенок начинает выполнять эти действия в момент произнесения слогов без Вашей помощи рукой. Длительность паузы, слогов надо менять, чтобы реакция вырабатывалась на звук, а не на ритм.

5.1.3. Когда пункт 2 выполняется четко, можно  сесть сбоку от малыша и говорить ему слоги на ушко так, чтобы он мог чувствовать струю воздуха. Все тоже самое – сначала помогать рукой при выполнении задания, через пару занятий дети обычно на слоги реагируют без подсказки. После каждой игры необходимо похвалить, поощрить ребенка.

  • Основная часть работы – выяснение расстояния, с какого ребенок слышит голос разговорной громкости. Сначала снова говорят слоги на ушко, но закрывают губы экраном (плотный лист бумаги), чтобы струи воздуха не было. Листом не надо касаться ушной раковины, иначе будет реакция на вибрацию. Если нет реакции – усиливают громкость голоса. Реакция на громкий звук у уха доступна почти всем детям. Если реакция есть – постепенно отодвигаются от уха ребенка. Если есть реакция на 1 м обычным голосом, можно проверить шепот (по тому же сценарию – сначала с возможностью видеть губы, потом на ухо без экрана, потом — на ухо  с экраном, потом с расстояния 10-20-50-100 см и до выяснения предела).

Если в эти игры играть регулярно (ежедневно 2-3 раза по 3-5 минут), то ребенка можно подготовить к игровой аудиометрии довольно быстро, это поможет специалистам получить полноценную игровую аудиометрию и учесть эти данные в реабилитации.

Внимание: Материал для поддержания интереса надо периодически менять (пуговицы, колечки, кубики, фасолины, горох). Нельзя убирать экран сразу после произнесения слогов – это будет подсказка поведением (убрали экран или выжидательно посмотрели на него – он и бросит пуговку, получится ложный ответ).

5.2. Подготовка ребенка к регистрация КСВП /ASSR)

Основной метод объективного исследования слуха у детей раннего возраста — регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Суть метода — регистрация ответа, возникающего в слуховых путях в ответ на звуковые стимулы. Чтобы минимизировать активность остальной                части нервной системы, обследование проводится в состоянии физиологического или медикаментозного сна ребенка.

В связи с этим, успешное проведение  обследования  возможно только при тщательной подготовке ребенка ко сну.

Для этого необходимо:

  1. В ночь перед днем исследования уложить ребенка спать позже, разбудить утром пораньше.
  2. В дороге не давать спать.
  3. Взять с собой поесть, попить, любимую игрушку, одеяло, чтобы ребенку было проще заснуть в незнакомой обстановке.
  4. Укладывать ребенка спать только после первичного осмотра и подготовки к исследованию.

Если ребенок не уснет или будет спать недостаточно долго (минимум 30минут), то провести обследование будет невозможно!

(Последнее обновление 29 июня 2021)