В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИИ СОСТОЯЛСЯ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

30 сентября 2022 в ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» состоялся День открытых дверей. Специалистами: эндокринолог, невролог, сурдолог, врач ультразвуковой диагностики был осмотрен 92 ребенок, проведено 45 диагностических исследований.

РАБОТА ВЫЕЗДНОЙ БРИГАДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

30.09.2022г. состоялся выезд бригады специалистов в составе: невролог, педиатр, эндокринолог, офтальмолог, врач ультразвуковой диагностики в г. Ясногорск для проведения профилактического осмотра детей.  Всего осмотрено 64 ребенка , выполнено 128 ультразвуковых исследований

РАЗВИТИЕ У МАЛЫША СПОСОБНОСТИ СОГЛАСОВАННО ДЕЙСТВОВАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ

Большинство действий с предметами у взрослого человека таковы, что правая и левая рука делают разное, причем их движения очень хорошо согласованы между собой.

Овладение ребенком способностью согласованно действовать обеими руками потребует довольно большого времени. Тренировка этой способности (она осуществляется под контролем зрения) очень важна для развития малыша. К концу первого года жизни ребенок обычно может подражать уже очень многим действиям взрослого, осуществляемым с разделением ролей между двумя руками. Такая способность у ребенка к этому времени уже есть.

Рекомендации родителям.

Ребенку 4-6 месяцев.

  1. Начинайте учить малыша хлопать в ладоши. Сначала возьмите его ручки в свои и хлопайте ими друг о друга. При этом пойте песенку «Ладушки, ладушки». При словах «Полетели, полетели, на головку сели» положите ручки ребенка ему на голову. Продолжайте эту игру много раз. Стремитесь к тому, чтобы малыш сам клал свои ручки себе на голову.
  1. Привлекайте внимание ребенка к его рукам, возьмите их в свои руки, подуйте на них, поцелуйте, а потом двигайте их по вашему лицу. При этом делайте так, чтобы разные руки ребенка выполняли разные действия: например, держите его правую руку на своих губах (и шевелите ими при этом), а другой рукой похлопывайте себя по щеке. Потом поменяйте руки.
  2. Предлагайте ребенку игрушки (мячики, куклы, кубики) разной величины и разной тяжести. Взяв большую или тяжелую игрушку, продемонстрируйте ребенку: используя две руки, можно удержать предмет, который не удержать одной рукой.
  3. Положите в руку ребенка на его грудь яркую игрушку с неровной поверхностью. Затем положите на эту же игрушку его вторую руку. Если ребенок не возьмет игрушку обеими руками, возьмите игрушку из той руки, в которой он ее держит, и переложите в другую руку.
  4. Дайте ребенку, держащему игрушку в правой руке, еще одну игрушку. Если он не переложит первую игрушку в левую руку, помогите ему это сделать и поместите новую игрушку в правую руку так, чтобы он теперь держал в каждой руке по игрушке. Побейте теперь одной игрушкой о другую.

Материал подготовила медицинский психолог Пантелеева Э.В.

Фото с сайта https://www.defectologiya.pro/

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ПРИМЕРЕ ДЕНВЕРСКОЙ МОДЕЛИ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Актуальность. Одним из критериев диагностики расстройства аутистического спектра, согласно МКБ-11, является стойкое снижение способности инициировать и поддерживать социальные взаимодействия и коммуникацию, в т.ч. на невербальном уровне, составляющем основу для развития речи, языка, социальной адаптации [2]. Дети с аутизмом испытывают выраженные затруднения в понимании и использовании в процессе общения зрительного контакта, действий, жестов, выражений лица [3]. Согласно исследованию Ю.О. Колосовой дети с РАС, имея нарушения речевого развития, не пытаются с помощью жестов компенсировать отсутствие речи [1]. Им присущ дефицит способности к совместному вниманию, частоты коммуникативных оборотов (соблюдению очередности), выражению потребностей, просьб и желаний, для удовлетворения которых они демонстрируют нежелательное поведение, которое может затруднить процесс развития речи и языка, препятствуя эффективному взаимодействию с другими людьми. Методом с доказанной эффективностью при построении индивидуального маршрута реабилитации с учетом представленных выше особенностей является Денверская модель раннего вмешательства.

Цель заключается в практическом применении оценки сформированности навыков невербальной коммуникации у детей с РАС с последующим составлением программы реабилитации, реализуемой родителями в процессе взаимодействия с детьми в ежедневных активностях.

Материалы и методы. Следуя алгоритму работы в рамках Денверской модели раннего вмешательства, на этапе дифференциальной диагностики нами проводится междисциплинарное обследование, включающее в себя оценку степени выраженности проявлений аутизма с использованием скрининговых шкал и опросников. Следующей этап-оценка целевых навыков для определения сформированных, формирующихся и отсутствующих в репертуаре ребенка навыков по каждой области развития согласно Куриккулуму ESDM -1-2 уровня, включаемых в программу реабилитации, состоящей из SMART-целей по развитию коммуникативных и социальных навыков, таких, как использование и понимание естественных, общепринятых жестов в сочетании со зрительным контактом, выражение просьбы о помощи, передавая предмет, навык следования за указательным жестом, использование указательного жеста как выражение просьбы и комментария (основа совместного внимания) на основе методов анализа поведения (формат АВС).

Результаты. Данные наблюдений и результаты повторной стандартизированной оценки целевых навыков по бланку ESDM 1-2 уровень показали улучшения в области рецептивной, экспрессивной коммуникаций, социальной сферы после игровых сессий.  В процессе овладения детьми использованием и пониманием естественных и общепринятых жестов, указательного жеста, с последующим объединением жестов и взгляда, социально-приемлемого выражения просьбы о помощи, формировании устойчивого совместного внимания отмечалось повышение частоты целенаправленных, коммуникативных вокализаций, составляющих основу вербальной коммуникации. В большинстве случаев дети с РАС начинают взаимодействовать с членами семьи и другими людьми без проявления агрессии и других видов нежелательного поведения.

Выводы. Оценка сформированности навыков невербальной коммуникации у детей с РАС позволяет расширить осуществляемую нами программу комплексной реабилитации, сделать ее более эффективной, адаптированной для использования родителями в домашних условиях. Развитие навыков невербальной коммуникации способствует расширению возможностей для общения, развития вербальной коммуникации и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Список литературы.

  1. Колосова Ю.О. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с РАС//Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее, сборник материалов XV Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых, 19-21 февраля 2019, Тула, 2019, с.156-161.
  2. МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. — 432с.
  3. Chiang, CH., Soong, WT., Lin, TL. et al. Nonverbal Communication Skills in Young Children with Autism. J Autism Dev Disord 38, 1898 (2008). https://doi.org/10.1007/s10803-008-0586-2

Статью подготовила медицинский психолог Юндалова Т.А.

Работа выездной бригады специалистов

23.09.2022г. состоялся выезд бригады специалистов в составе: невролог, педиатр, ортопед, эндокринолог, офтальмолог, врач ультразвуковой диагностики в г.Ясногорск и населенный пункт Головеньки  для проведения профилактического осмотра детей.  Всего осмотрено 72 ребенка , выполнено 156 ультразвуковых исследований

#Волшебная сила искусства

Дорогие друзья!

Обращаемся к всем творческим и креативным посетителям нашего сайта!

В период сложной эпидемиологической ситуации нашим детям как никогда нужны положительные эмоции. И Вы можете подарить им, в прямом смысле этого слова, настоящую сказку!

Присылайте нам видео (ссылки на него на youtube.com), которые, как вы считаете, будут интересны нашим детям. Это могут быть сказки, спектакли, мастер-классы, интересные образовательные материалы или просто добрые пожелания нашим детям!

Они поднимут настроение детям, которые проходят медицинскую реабилитацию в нашем Центре сейчас, а размещение их на сайте даст возможность посмотреть эти ролики дома детям после лечения.

Радость и веселье обладают невероятной исцеляющей силой и будет высшей благодарностью!

Просим направлять материалы на адрес: guz.npcknn@tularegion.ru

В настоящий момент на нашу инициативу откликнулись:


ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии»

Тульская областная филармония им. И.А. Михайловского

Народный театр «Сувенир», г. Ефремов

Киреевская районная библиотека

Шварцевский «СДК имени А.В. Сидорина» — филиал МБУК «Киреевский РДК»

Музей-усадьба А.Т. Болотова

Черногрязевский СДК — филиал МБУК «Киреевский РДК»

Подосиновский СДК — филиал МБУК «Киреевский РДК»

Домашний театр «У Гаши» г. Богородицк

Тульский областной краеведческий музей

Районный краеведческий музей им. А.Н. Куприна

Тульская областная универсальная научная библиотека

Культурный центр УМВД России по Тульской области

Филиал Бородинский СДК — филиал МБУК «Киреевский РДК»

Тульский музей оружия

Тульский государственный театр кукол

Киреевский городской дом культуры

Детская библиотека МКУК «ОМЦБС» Одоевского района

Православный Центр духовного возрождения «Детский театр Рождество»
width=
Центр народного творчества ГУК ТО «ОЦРИНКиТ»
width=
ГОУ ДО ТО «ЦДОД» Тула

ОПРОС ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ

В рамках реализации в Тульской области пилотного
проекта «Репродуктивное здоровье» ГУЗ «Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации им. Я.С. Стечкина» совместно с ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр им. В.С. Гумилевской» подготовлена анкета, направленная на изучение репродуктивных установок и ресурсов сохранения репродуктивного здоровья подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Если Вам от 15 до 17 лет, то просим пройти по ссылке и уделить немного времени на прохождения полностью анонимного опроса:

https://forms.yandex.ru/u/62de71bd6e3b1dd61d89fe99/

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ

Реоэнцефалография – метод неинвазивной функциональной диагностики, основанный на графической фиксации элекстрического сопротивления тканей человеческого организма электрическому току, с помощью которого, можно получить информацию об эластичности, тонусе, общей функциональности сосудистых стенок, величине пульсового кровенаполнения, сосудистом сопротивлении и реактивности сосудов мозга. В ходе исследования оценивается общая функциональность венозной и артериальной систем, интенсивности венозного оттока из черепной полости. Характер изменений сосудов (органический или функциональный) и наличие серьезных внутренних патологий, острых нарушений мозгового кровообращения, масштабных поражений сосудов и прочее.

Для расшифровки реоэнцефалограммы медицинскому сотруднику необходимо знать возраст пациента, показатель тонуса, эластичности сосудов. С возрастом эти характеристики меняются, а значит уровень нормы и патологии также не может быть постоянным.

Во время реоэнцефалографии фиксируется информация о волнах, указывающих на степень кровенаполнения отдельных участков мозга и сосудов для постановки диагноза Регулярность волн, характер закругления вершины, наличие дополнительных волн, дикротический зубец (формируется между верхними и нижними пиками волн). К примеру, сильное округление вершины указывает на сосудистый спазм, а отсутствие дополнительных волн, плоские вершины и сглаженная реоэнцефалография на церебральный атеросклероз.

Для проведения процедуры используют слабый электрический заряд, не причиняющий дискомфорт пациенту, но важно понимать, что РЭГ не является самостоятельным методом диагностики, отображающий на отклонения конкретной области, которая нуждается в дополнительной диагностике.

Материал подготовила врач Тышкевич Е.М.

ВЛИЯНИЕ ДИСПЛАСТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕЙРООРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

В статье рассмотрены основные причины развития и клинические особенности нестабильности шейного отдела позвоночника у детей разного возраста. Проведено клинико-инструментальное исследование 146 детей с целью определения взаимосвязи диспластической нестабильности шейного отдела позвоночника с клиническими проявлениями нейроортопедической патологии.

Под нестабильностью шейного отдела позвоночника (ШОП) понимают непатологический процесс, при котором шея не может самостоятельно поддерживать свое положение. Выраженность возникающего при этом болевого синдрома зависит от нагрузки и степени развития нестабильности шейного отдела позвоночника.

По этиологии различают 4 вида нестабильности шейного отдела позвоночника: диспластическую, дегенеративную, травматическую и послеоперационную. Наиболее часто встречается диспластическая разновидность нестабильности. Этому способствует ухудшение состояния здоровья женщин детородного возраста, нарастающее внутриутробное влияние на плод разнообразных экзогенных и эндогенных факторов, приводящие к развитию гестозов, фетоплацентарной недостаточности и хронической гипоксии плода, ухудшение экологической обстановки. При этом меняется метаболизм коллагена, что приводит к синтезу измененного коллагена и смещению равновесия в сторону эластичных волокон в соединительной ткани. В результате формируется локальная или генерализованная дисплазия соединительной ткани. При этом снижается эластичность и упругость патологически измененной соединительной ткани, снижается предел ее прочности, растягивается сумочно-связочный аппарат позвоночника. В то же время причиной развития патологического процесса в позвоночнике и, в частности, в шейном отделе могут служить различные аномалии развития костных, связочных, мышечных структур, нарушение статики, травматические факторы, в том числе и натальная травма.

Читать далее