Работа выездной бригады специалистов.

25.09.2020г. состоялся выезд бригады специалистов в составе: невролог, педиатр, сурдолог-оториноларинголог, эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики в г. Ясногорск  для проведения профилактического осмотра детей . 

Всего осмотрено 82 ребенка,  проведено 410 УЗИ-исследования.

Работа выездной бригады специалистов

24.09.2020г. состоялся выезд бригады специалистов в составе: невролог, педиатр, сурдолог-оториноларинголог, эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики в Дубенский р-н для проведения профилактического осмотра детей . 

Всего осмотрено 70 детей,  проведено 358 УЗИ-исследований.

 

 

Работа выездной бригады специалистов.

18 сентября 2020 состоялся выезд бригады специалистов в составе: невролог, педиатр, сурдолог-оториноларинголог, детский эндокринолог, травматолог-ортопед, врач ультразвуковой диагностики,  в г.Ясногорск для проведения профилактического осмотра детей.

Всего осмотрено 45 детей,  проведено 137 УЗИ-исследования.

Работа выездной бригады специалистов

17 сентября 2020 состоялся выезд бригады с пециалистов в составе: невролог, педиатр, сурдолог-оториноларинголог, детский эндокринолог, травматолог-ортопед, врач ультразвуковой диагностики,  в Дубенский р-н, п. Воскресенское для проведения профилактического осмотра детей.

Всего осмотрено 64 ребенка,  проведено 196 УЗИ-исследования.

 

 

Дорожный марафон

Три года мы сотрудничаем с Центром дополнительного образования детей в рамках регионального образовательного проекта «АВТОГРАД.71.» 16 сентября сотрудники этого Центра провели игровую программу «Дорожный марафон».

Читать далее

Викентий Игнатьевич Смидович

В этот день, 186 лет назад в Каменец-Подольском в семье польского дворянина родился знаменитый в будущем врач Викентий Игнатьевич Смидович.

 

«Мой отец, Викентий Игнатьевич Смидович, был врач. Он умер в ноябре 1894 года, заразившись сыпным тифом от больного. Смерть его вдруг обнаружила, какою он пользовался популярностью и любовью в Туле, где всю жизнь работал. Похороны его были грандиозные. В лучшем тогда медицинском еженедельнике «Врач», выходившем под редакцией проф. В.А. Манасеина, в двух номерах подряд были помещены два некролога отца, редакция сообщала, что получила еще два некролога, которых за недостатком места не печатает», — пишет В.В. Вересаев в своих воспоминаниях о юных годах. Мемуарное произведение писатель посвятил памяти своего отца. Именно оно стало основным источником информации о Викентии Игнатьевиче Смидовиче.

Кончив в 1860 году курс в Московском университете, Викентий Игнатьевич начал свою общественную службу в Туле. Высокообразованный и человечный, в высшей степени отзывчивый на все доброе, трудолюбивый и до крайней степени скромный в своих личных требованиях, он всю свою жизнь посвятил служению городскому обществу. Не было ни одного серьезного городского вопроса, в котором бы так или иначе Викентий Игнатьевич не принимал участия. Он был в числе учредителей Общества тульских врачей и гласным Городской думы, устроил Городскую санитарную комиссию и до самой смерти был главным ее руководителем. 

Сначала В.И. Смидович служил ординатором в больнице Приказа общественного призрения, позже жил частной врачебной практикой.

«Считался одним из лучших тульских врачей, практика была огромная, очень много было бесплатной: отец никому не отказывал, шел по первому зову и очень был популярен среди тульской бедноты. Когда приходилось с ним идти по бедняцким улицам — Серебрянке, Мотякинской и подобным, — ему радостно и низко кланялись у своих убогих домишек мастеровые с зеленоватыми лицами и истощенные женщины. Хотелось, когда вырастешь, быть таким же, чтобы так же все любили.

Раз был такой случай. Позднею ночью отец ехал в санках глухою улицей от больного. Подскочили три молодца, один схватил под уздцы лошадь, другие двое стали сдирать с папиных плеч шубу. Вдруг державший лошадь закричал:

— Эй, ребята, назад! Это доктор Смидович! Его лошадь!

Те ахнули, низко поклонились отцу и стали извиняться. И проводили его для безопасности до самого дома. Папа, смеясь, говаривал:

— Мне по ночам ездить не опасно: все тульские жулики мои приятели».

Чтобы совершенствоваться как врач, Смидович регулярно выезжал в Европу. Занимался в Вене изучением внутренних и детских болезней, а в Праге изучал акушерское дело.

Ни один серьезный вопрос в городском хозяйстве тоже не проходил без деятельного участия доктора Смидовича.

«В девяностых годах отцу пришлось вести продолжительную, упорную борьбу с губернатором из-за водопровода. Тульским губернатором в то время был Н. А. Зиновьев, впоследствии правый член Государственного Совета по назначению. В Туле сооружался водопровод. Был под городом рогоженский колодезь с прекрасной водой. За эту воду энергично высказалось общество тульских врачей с его председателем, моим отцом, во главе. Но губернатор почему-то остановил свой выбор на надеждинском колодце.

Из самодурства ли, по каким ли другим причинам, но он упрямо стоял на своем. Между тем надеждинский колодезь давал воду очень жесткую, вредную для труб, расположен был на низком месте, невдалеке от очень загрязненной рабочей слободы. Два года тянулась борьба отца с губернатором. Отец выступал против него в городской думе, в санитарной комиссии, в обществе врачей; конечно, потерял место домашнего его врача. Всемогущий губернатор одолел, и Тула получила для водопровода плохую надеждиискую воду».

К слову, проблема жесткости тульской воды, поднятая Викентием Игнатьевичем более ста лет назад, не решена по сей день.

Заболевания и смертность горожан, эпидемии, условия жизни населения города, в особенности бедняков, все это было предметом пристального внимания доктора Смидовича. В первый же год существования санитарной комиссии он осмотрел и нанес на карты все трясины и болота города Тулы, чтобы затем провести санитарные работы по ликвидации этих рассадников эпидемических болезней. Викентий Игнатьевич разрабатывал мероприятия по борьбе с эпидемиями холеры, заботился о подготовке дезинфекторов, выступал с лекциями о мерах по предупреждению эпидемий, боролся за образование запасов лекарств и продажу их беднякам по сниженным ценам или бесплатно.

В XIX веке практическая деятельность врача нередко была связана с опасностью для его собственной жизни. Наряду с холерой в Туле свирепствовали эпидемии тифа, который наиболее широко распространялся на территориях с неблагополучными водоснабжением и канализацией.

Викентий Игнатьевич Смидович заразился тифом от своих пациентов. До последнего дня он лично записывал историю болезни. Умер на десятые сутки, 15 ноября 1894 года.

В.И. Смидовича похоронили на Всесвятском кладбище в Туле. Городская общественность тяжело переживала его смерть. В газетах писали, что Викентий Игнатьевич «обладал обширными знаниями, прекрасным образованием, добрым сердцем, благородным характером и скромностью истинного философа».

16 января 1992 года в доме Викентия Игнатьевича Смидовича, открылся музей, посвящённый его сыну — писателю В.В. Вересаеву. В экспозиции уделено внимание и доктору Смидовичу, оставившему о себе долгую и добрую память в сердцах туляков.

Источник: Тульские Новости (https://newstula.ru/fn_558915.html).

Мероприятия по снижению лучевой нагрузки на пациентов.

       В рентгенкабинете  ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» большое внимание уделяется снижению лучевой нагрузки при проведении исследований. Способы ограничения доз в рентгенодиагностике весьма многочисленны.

 

       При проведении рентгеноскопии необходимо стремиться к максимальному сокращению времени просвечивания. В рентгенкабинете ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» мы работаем на аппарате в цифровом режиме, что снижает лучевую нагрузку в 10 раз.

        Одним из способов ограничения дозы является уменьшение площади облучения поверхности тела. При исследовании детей правильное диафрагмирование приобретает особое значение в связи с маленькими размерами. В детской рентгенологии предпочтительнее использовать аппараты с цифровыми детекторами.

         Использование индивидуальных средств защиты (фартуки, шапочки, воротники, пластины различных размеров)  очень эффективно, поэтому эти средства обязательно применяются в нашем рентгеновском кабинете. Гонады защищаются в любом случае, если это не мешает исследованию. У новорожденных и грудных детей закрывается все тело за исключением исследуемой области.       

     В нашем кабинете имеется полный набор средств защиты: одно- и двусторонние фартуки разных размеров (для малышей от года, для взрослых сопровождающих), воротники для защиты щитовидной железы разных размеров, различные пластины для защиты ограниченных  участков тела.

     Применение фиксаторов позволяет исключить число повторных исследований, возникающих при обследовании детей и, соответственно, сократить дозу облучения.      

        Врачи-клиницисты нашего центра (неврологи, педиатры, ЛОР, ортопед) обращаются  за консультацией к врачу-рентгенологу, чтобы наиболее эффективно использовать возможности кабинета. При назначении исследований  пациентам ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» необходимо очень тщательно собирать анамнез, чтобы избежать повторного проведения процедуры. Исключение необоснованных исследований является наиболее эффективным путем снижения дозы при рентгенологическом исследовании.

         Для соблюдения всех этих требований сотрудники  рентгеновского кабинета постоянно проходят инструктажи и сдают  зачеты по технике безопасности и радиационной  защите, проходят курсы повышения квалификации и аттестацию.

         Ионизирующее излучение может быть неопасным для здоровья, если со знанием дела обращаться с источником излучения.

 Автор: Захарова О.Г., рентген-лаборант.

Возрастные изменения ЭЭГ

Особенности ЭЭГ у детей первого года жизни

На ЭЭГ детей первого года жизни (старше одного месяца) отчетливо выявляются два фокуса активности (в затылочной области формируется альфа-ритм, в центральной области формируется мю-ритм) с частотой не превышающей 8,5Гц и амплитудой до 50 мкВ. Тета и дельта волны не являются признаком патологии на ЭЭГ детей первого года жизни при их диффузном распространении. При положительных эмоциональных реакциях у ребенка старше 4 месяцев во всех областях коры регистрируется тета-активность с амплитудой до 150-200 мкВ 9 в зависимости от происхождения реакций с преобладанием в передних или задних отделах коры мозга) У детей первого года жизни при проведении фотостимуляции отмечается реакция усвоения ритма в диапазоне низких частот (2-5 Гц) в норме

ЭЭГ новорожденного.

Электроэнцефалограмма новорожденных детей имеет полиморфный уплощенный характер. Во всех областях коры головного мозга выявляются низкоамплитудные низкочастотные волны с частотой до 1-3 Гц и амплитудой до 10-20 мкв, преобладающие по амплитуде в центральных отделах коры. Наименьшие значения частоты колебаний определяются у новорожденных в затылочных отделах коры головного мозга.

ЭЭГ ребенка 3 месяцев жизни .

У ребенка трех месяцев жизни на ЭЭГ отмечается общее увеличение амплитуды и частоты при наличии двух фокусов активности на электроэнцефалограмме. Первый фокус ритмической активности частотой до 4-6 Гц и амплитудой до 50 мкВ располагается в затылочной области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом альфа-ритма. Второй фокус ритмической активности частотой до 8 Гц и амплитудой до 20-50 мкВ располагается в роландической области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом мю-ритма.

ЭЭГ ребенка 6 месяцев жизни.

К шести месяцам жизни в затылочной области у большинства детей определяется устойчивая активность частотой 5 Гц и амплитудой 50 мкв.

ЭЭГ ребенка 12 месяцев жизни.

В затылочной области сформирован альфа-ритм частотой 7-8,5 Гц (выявляется довольно устойчиво после первого года жизни), амплитуда не превышает 50 мкВ

ЭЭГ детей 1-3 лет жизни.

Альфа-ритм частотой 6-9 Гц в затылочных отделах коры больших полушарий с преобладанием в правом полушарии. Мю-ритм с перемежающимся преобладанием то в правом, то в левом полушарии в сочетании с тета и дельта колебаниями и тета- ритмизированными группами колебаний преимущественно в центральных областях коры больших полушарий. Резко выражен бета-ритм частотой 18-25 Гц На ЭЭГ детей 1-3 лет жизни присутствует большое количество полифазных потенциалов (альфа-волн в сочетании с медленноволновой активностью) с амплитудой 50-100 мкВ, подавляющейся при фотостимуляции В задних отделах мозга отмечаются группы медленных ритмичных колебаний с частотой 2,5-4,5 Гц с тенденцией к возрастному усилению (slow posterior rhythm, или SPR). Диффузные тета и дельта колебания, достигающие наибольшей амплитуды к 2-7 годам жизни ребенка. Начиная с 12 месячного возраста до 9-10 лет жизни на ЭЭГ детей присутствует биоэлектрическая активность амплитудой не ниже 20 мкВ. Снижение активности передних отделов мозга с усилением активности теменно-затылочных отделов мозга. Реакция активации характеризуется появлением большого количества высокоамплитудных тета-волн и усилением выраженности альфа-ритма Реакция усвоения ритма выявляется в диапазоне низких частот (с расширением диапазона по сравнению с детьми первого года до 11-15 Гц)

ЭЭГ детей 4-6 лет жизни.

Альфа-ритм средней частотой 8 Гц (в пределах от 6,5 до 9,5 Гц) в затылочных отделах коры больших полушарий, иногда заостренной конфигурации и асимметрией по частоте и амплитуде не превышающей 20 процентов. Амплитуда бета- активности в этот возрастной период не превышает 10-20 мкВ Амплитуда полифазных потенциалов достигает в этот возрастной период 250-500 мкВ В задних отделах мозга регистрируются синусоидальные ритмические медленные волны частотой 2,5-4,5 Гц и амплитудой 50-100 мкВ. Однако до 10 процентов записи занимают SPR амплитудой до 100 мкВ На электроэнцефалограмме детей 4-6 лет жизни отмечается дальнейший рост амплитуды колебаний с максимальным фокусом в центрально-теменной области, где отмечаются билатерально-синхронная, веретенообразная активность частотой 4-7 Гц и амплитудой до 100-150 мкВ (подобная картина ЭЭГ обусловлена, по видимому, активностью стволовых структур) В лобной области начинает регистрироваться высокоамплитудная тета- активность Медленные волны представлены в основном тета- активностью частотой 4-7 Гц с увеличением представленности при беспокойстве и во сне, асимметрия медленноволновой активности может достигать 20 процентов Реакция активации при проведении пробы с открытием глаз характеризуется десинхронизацией активности с явлениями мигрирующей асимметрии Реакция на фотостимуляцию характеризуется появлением медленных волн широкого частотного диапазона лучше выраженных в передних отделах мозга, но дольше сохраняющихся в задних отделах мозга. Реакция усвоения ритма преобладает в диапазоне частот4-6 Гц (иногда до 8-15 Гц) При гипервентиляции у детей от 4 до 6 лет выявляются диффузные, неритмичные, низкочастотные волны и так называемые комплексы «bulb-up» характеризующиеся наличием ритмичных волн частотой 2-4 Гц в лобных или, чаще, затылочных отделах коры.

ЭЭГ детей 7-9 лет жизни.

В этом возрасте при проведении электроэнцефалографического обследования отмечается постепенное созревание альфа-ритма с увеличением его частоты до 7,5-10,5 Гц. Альфа-ритм приобретает устойчивый, регулярный характер с амплитудой 30-100 мкВ максимально выраженный в теменно-затылочной области. Асиметрия альфа-ритма по амплитуде до 20 мкВ с незначительным преобладанием справа коррелирует с асимметрией кровенаполнения сосудов мозга (асимметрия не обусловлена леворукостью или праворукостью) Мю- ритм выражен в центральных отделах мозга и депрессируется при предъявлении проприоцептивных раздражителей. Регистрируется большое количество полифазных потенциалов в теменно-затылочных отделах коры с правосторонней асимметрией до 50 процентов. Slow posterior rhythm занимает до 2 процентов записи, в дальнейшем усиливаясь в период полового созревания. Вспышки высокоамплитудных веретенообразных колебаний в центральных отведениях, связанные с усилением таламических влияний на кору больших полушарий. Реакция активации в этом возрасте соответствует реакции активации взрослого человека и выражается в виде десинхронизации ЭЭГ. Реакция усвоения ритма располагается в области оптимального диапазона частот головного мозга (около 10 Гц), и не ниже 4-6 Гц. Выраженность реакции на проведение гипервентиляции проявляется лишь к 9-12 годам жизни, а время восстановления фоновой электроэнцефалограммы в норме не превышает 1 минуты после прекращения гипервентиляции.

ЭЭГ детей 10-12 лет жизни.

После 10 лет альфа-ритм ребенка соответствует альфа-ритму взрослого человека, имеет частоту 10 Гц с преобладанием в центрально-теменно-затылочной области. Постоянно на электроэнцефалограмме определяются альфа-ритм, мю-ритм, тета-волны и полифазные потенциалы. SPR при обследовании практически отсутствует. С 10 летнего возраста при проведении электроэнцефалографического обследования у детей в норме не бывает вспышек тета-волн в центральных отведениях и усиления медленноволновой активности при предъявлении афферентных стимулов. Наиболее выраженная реакция на проведение гипервентиляции проявляется к 11-12 годам жизни и характеризуется диффузной пароксизмальной активностью с появлением типичных групп медленных волн высокой амплитуды и bulb-up с преобладанием в передних или, чаще, в задних отделах коры головного мозга.

ЭЭГ детей 13-15 лет жизни.

Устойчивый альфа-ритм частотой 10-10,5 Гц и амплитудой 50-100 мкВ, выраженный во всех областях коры головного мозга (доминирующий) с преобладанием в затылочных отведениях. После 15 лет на электроэнцефалограмме отсутствуют полифазные потенциалы и slow posterior rhythm, резко уменьшается количество медленных волн. Отмечаются «взрослые» типы реакций при проведении проб с ослаблением реакции усвоения ритма. Уменьшается выраженность реакции на проведение гипервентиляции, однако, на ЭЭГ в 50 процентах случаев сохраняются генерализованные медленные волны с преобладанием в передне-центральных отделах коры больших полушарий, что связано с физиологическим запаздыванием созревания фронтальных отделов коры (продолжается до 22 лет) В передне-центральных областях коры доминирует полиморфная активность (альфа-ритм и мю-ритм в сочетании с низкоамплитудной тета и дельта активностью)

ЭЭГ взрослого человека в норме.

Электроэнцефалографическое исследование взрослого человека проводится в состоянии пассивного бодрствования, при закрытых глазах. На электроэнцефалограмме в 85-90 процентах случает доминирует альфа-ритм с правильными зональными различиями, модулированный в веретена амплитудой 50-100 мкВ. Однако в 10-15 процентах случаев отмечается амплитуда альфа-ритма не превышающая 20 мкВ, что обусловлено функционированием аутосомно-доминантного гена. В норме на электроэнцефалограмме регистрируется альфа, бета и мю -активность, появление на электроэнцефалограмме взрослого человека медленных ритмов расценивается однозначно как признак патологии.

Автор:  Тышкевич Е.М., врач ФД КДО

Как изменить поведение ребенка к лучшему.

Цель поведения.

     Для ребенка плохое поведение – прежде всего форма коммуникации. Для особого ребенка это может быть практически единственный способ привлечения внимания, поэтому если ребенок плохо себя ведет, попытайтесь понять, что он хочет этим «сказать»:

  1. Причина – что привело к плохому поведению;
  2. Поведение – что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас;
  3. Последствия – что получает ребенок в результате своего поведения.

     Таким образом, неадекватное поведение может в разных ситуациях означать: «Я устал», «Мне нужно твое внимание», «Хочу заняться чем-то другим», «Это для меня слишком трудно», «Не могу выносить этот шум» и т.д.

Учитесь говорить «Нет» твердо и без раздражения.

     Когда ребенок делает что-то неприемлемое (бьет другого, берет сладости без спроса), твердо, без раздражения скажите: «Нет» и подкрепите слова выразительным жестом. Не расстраивайтесь, не поднимайте шум – это смутит и испугает ребенка, просто дайте ему понять, что такое поведение вы не потерпите.

     Затем маленького ребенка можно переключить на альтернативный способ поведения, например, если малыш дергает другого за волосы, скажите: «Нет», затем кратко объясните, что дергать людей за волосы нельзя, а вот гладить по голове можно.

Вознаграждайте хорошее поведение и игнорируйте плохое.

     Кажется, что если мы хвалим и награждаем хорошее поведение, то должны наказать за плохое, но парадокс в том, что для ребенка брань и наказание тоже своего рода награда. Плохим поведением он стремится в первую очередь привлечь внимание родителей, поэтому задача – доказать ему, что этот метод не работает. Если вы поднимаете шум из-за дурного поведения ребенка, он добивается искомых эмоций и получает стимул продолжать в том же духе. Если же вы «не замечаете» дурного поведения ребенка (при этом серьезны, не вступаете с ним в общение), но проявляете внимание и живой интерес к ребенку, когда он ведет себя хорошо, малыш понимает, что плохое поведение не работает, оно не выгодно и от него лучше отказаться.

     Итак, одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо, даже если это что-то обыденное.  Если ребенок начинает вести себя плохо, уделяйте его поведению так мало внимания, насколько это возможно: если это безопасно и обстоятельства позволяют, вообще не обращайте на него внимания, пусть он поймет, что подобные выходки ему не помогут. Если ребенок устраивает истерику, чтобы добиться своего, старайтесь не обращать на это внимание, не упрекайте ребенка, не стыдите, просто подождите, пока он успокоится сам. Если потворствовать манипулятивной истерике, ребенок быстро поймет, что это отличный способ получить желаемое, и начнет этим методом активно пользоваться.

Предотвращайте плохое поведение.

     Анализируя поведение ребенка, вы скоро заметите, что его разбалансирование происходит в определенных ситуациях, и научитесь их предупреждать. Некоторые ситуации, провоцирующие дисгармоничное поведение, неизбежны, и вам придется научиться с ними справляться. Часто такое происходит, когда вы не можете уделить ребенку внимание, или когда он не понимает, что происходит. В данном случае позаботьтесь заранее, чем лучше отвлечь и занять малыша. Например, если ребенок капризничает и сердится, когда вы разговариваете по телефону, заведите специальную коробку игрушек, поставьте ее возле телефона и давайте ребенку всякий раз, когда слышите телефонный звонок. Именно повторяющийся опыт позволяет ребенку понять, что допустимо, а что нет, поэтому снова и снова повторяйте приемы регулирования поведения.

     Полезно будет вести записи о поведении ребенка, чтобы определить время дня и типичные ситуации, в которых малыш плохо себя ведет, и соответственно этому выработать свою стратегию.

     Ребенку необходимо знать правила поведения, установленные в семье, а для этого правила не должны постоянно меняться. Одни родители вырабатывают правила сознательно, у других это получается само собой, спонтанно. Однако, установив правило, важно всем постоянно его придерживаться. Если вчера вы разрешили ребенку есть печенье на диване, не запрещайте сегодня и наоборот.

     Поначалу вам может показаться, что в ответ на ваши постоянные и настойчивые требования, поведение ребенка только ухудшается. Не пугайтесь, это временное явление, ребенок проверяет ваши правила на прочность. Ваши настойчивость и последовательность обязательно дадут плоды. Но не забывайте о честности и справедливости – если вы ошиблись, не бойтесь признать свою ошибку. Также следите за тем, чтобы ваши требования не противоречили требованиям других членов семьи. Если все же оказалось, что вы запретили нечто такое, что ранее разрешил другой член семьи, не настаивайте на своем, а скажите просто: «Хорошо, раз дедушка сказал «да», значит да».

Реагируйте немедленно.

     Если, например, ребенок в гостях таскает угощение с тарелок других детей, не ждите возвращения домой. Сразу скажите ему, что так делать нельзя. Запоздалый выговор ничего ему не скажет, и даже замечание: «Как нехорошо, что ты стащил пирожное у малыша!»- скорее всего, окажется бесполезно, несколько часов спустя ребенок не вспомнит об этом пирожном. В таком случае реагируйте немедленно на дурное поведение.

     Помните, что одобряя ребенка или делая ему замечание, важно указать, что именно вызывает у вас такую реакцию. Вместо «Хорошая девочка!» или «Плохая девочка!» говорите: «Мне нравится, что ты аккуратно ешь свое пирожное!» или: «Не бери чужое пирожное». Ребенок должен понять, за что его хвалят и какие его действия не одобряют. Для самооценки ребенка важно, чтобы критиковалось его поведение, а не он сам.

Автор: педагог-психолог Кынина Д.Ю