3 декабря — международный День инвалида.

«ЕСЛИ Я В ЧЕМ-ТО НА ТЕБЯ НЕ ПОХОЖ, Я ЭТИМ ВОВСЕ НЕ ОСКОРБЛЯЮ ТЕБЯ, А, НАПРОТИВ, ОДАРЯЮ»
(Антуан де Сент Экзюпери)

В конце «Десятилетия инвалидов» (1983-1992 годы) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 3 декабря «Международным днем инвалидов». Этот день напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в самых разных областях жизни и творчества.

Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы у него был достойный уровень жизни; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Долгие годы в нашей стране проблемы инвалидов оставались без должного внимания, общество предпочитало не замечать людей с особыми потребностями. Однако в последние годы многое изменилось: в средствах массовой информации все чаще появляются сюжеты об инвалидах, ведется планомерная работа по созданию «доступной среды» в городах, широко освещаются достижения людей с ограниченными возможностями, растет объем социальной рекламы, вся страна с замиранием сердца
следила за успехами наших пар-олимпийцев и т.д. Но главная задача – это изменение отношения общества к инвалидам, воспитание толерантности, сопереживания, милосердия, внимательного отношения к нуждающимся в помощи и поддержке.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, когда здоровые дети обучаются с детьми-инвалидами. Инклюзивное образование нацелено на:

вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс;

социализацию детей-инвалидов в современном обществе;

создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

умение превращать свои недостатки в достоинства;

изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Но все вышеуказанные цели невыполнимы без участия всего социума. Каждому из нас стоит помнить, что инвалидность не приговор, не наказание, это просто стечение обстоятельств, сделавшее ребенка или взрослого ограниченным в своих возможностях. Когда говорят «люди с ограниченными возможностями», всегда следует добавлять «здоровья», потому что возможности разума, творчества и интеллекта не ограничены. И задача каждого уважающего себя человека – понимать это и относиться к людям с особыми потребностями как к равным, но нуждающимся в большем внимании и заботе.

История имеет немало примеров человеческой стойкости, мужества и несгибаемой силы духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями: когда люди с особыми потребностями становились президентами (Франклин Рузвельт, президент США), великими учеными и изобретателями (Стивен Хокит), чемпионами (Татьяна Макфадден) и т.д.

Герои Килиманджаро. «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», – сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров,  и др. и покорили горную вершину высотой 5895 метров, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

Новозеландец Марк Инглис в 2006-м году покорил Эверест, за двадцать лет до этого лишившись обеих ног. Альпинист отморозил их в одной из предыдущих экспедиций, но не расстался со своей мечтой об Эвересте и осуществил восхождение на вершину, с трудом поддающуюся даже «обычным» людям.

Нина Малер – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

Хе́лен А́дамс Келлер — американская писательница, лектор и политическая активистка. В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла заболевание, в результате которого полностью лишилась слуха и зрения. Не смотря на все это, она впервые в мире среди людей с подобными физическими ограничениями получила высшее образование, написала семь книг, была активным общественным деятелем.

Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

— Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

Родившийся без рук и ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели. И однажды понял свое предназначение. «Господь взял мое необычное тело и наделил меня способностью воодушевлять и вдохновлять людей. У Бога есть планы на людей, планы, которые дают людям надежду и будущее. Понимание смысла жизни – это главное! Вы тоже можете внести свой вклад. Возможно, сегодня вы этого еще не понимаете. Но если бы это было не так, вас не было бы на этой планете. Я точно знаю, что Господь ошибок не совершает. Он делает чудеса. И я – одно из таких чудес. Вы тоже».

17-летняя Кэрри Браун – носитель синдрома Дауна. Не так давно, благодаря активной поддержке своих знакомых и интернета, она стала моделью одного из американских производителей молодежной одежды. Кэрри начала выкладывать свои фотографии в одежде Wet Seal на своей страничке в социальной сети, которая стала настолько популярной, что ее пригласили стать лицом марки.

Маленькой обитательнице иркутского приюта Тане Кирилловой повезло – в 13 месяцев ее, родившуюся без малых берцовых костей и костей стопы, усыновила американская семья. Так появилась Джессика Лонг – знаменитая пловчиха, обладательница 12 золотых паралимпийских медалей и рекордсменка мира среди спортсменов без ног.

Татьяна Макфаррел – еще одна американская спортсменка-инвалид с параличом нижних конечностей российского происхождения. Она многократный победитель гонок на инвалидных колясках среди женщин, в том числе – Бостонского марафона 2013 года. Сейчас Татьяна очень хочет поехать на паралимпийские игры в Сочи, и для этого специально освоила совершенно новый для себя вид спорта – беговые лыжи и биатлон.

Михаи́л Бори́сович Тере́нтьев — российский спортсмен, политический и спортивный деятель, депутат Государственной думы VI созыва от «Единой России». Генеральный секретарь Паралимпийского комитета России. В 1986 году в Кирове неудачно приземлился после прыжка с трамплина и в результате тяжёлого перелома грудного отдела позвоночника остался парализован ниже пояса. Но это не остановила его и он добился огромных успехов благодаря своей силе воли и стремлению вперед.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в жизни, в нашем обществе, в мире. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе при определённых условиях.  Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность, внутреннюю зрелость каждого человека, его душевные качества, как часть общего  интеллекта.

Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, чья жизнь вынужденно протекает в стенах квартиры или больницы, желание помочь, обеспечить «безбарьерную среду» не только в части способности передвижения, но и в общении (личном или посредством информационных сетей), будучи школьником, студентом, бизнесменом, позволяет считать себя человеком успешным, состоявшимся как личность.

Этот день очень нужен нашему обществу — и для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успеха в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.