РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА. Часть 14. Реакция на проступок.

Дети хотят быть хорошими, просто у них не всегда это получается.

Пятилетний Виталик за завтраком уронил на пол чашку. Собирая осколки, бабушка ворчала: „Это уже третья за месяц». На прогулке мальчик с разбегу прыгнул в лужу и не только вымок сам, но еще и окатил брызгами прохожих. А, придя с прогулки, зашел в комнату прямо в грязных ботинках… Огорченная мама сказала: „Ну что, неужели тебя наказывать?»

Иногда малыши почему-то склонны безобразничать. Или капризничать. Или что-то ломать, разбивать и крушить. Причем происходит это довольно регулярно, а в некоторых семьях и вообще ежедневно. Родителям приходится не только ликвидировать следы детских погромов, но еще и как-то на это реагировать. Что сказать ребенку и как это лучше всего сделать? Советуем воспользоваться методом „трех ступеней».

  1. Итак, ребенок совершил проступок, — допустим, баловался за столом и опрокинул чашку. Взрослый должен зафиксировать происшедшее: „Миша, ты пролил чай».
  2. Затем нужно напомнить о неких общих правилах: Но ведь у нас есть правило — за столом сидеть спокойно, не баловаться».
  3. И только после этого взрослый показывает свое отношение к происшедшему, выражает свои эмоции, причем лучше воспользоваться не обвинением „ты плохой», а употребить форму „Я-сообщения»: „И я очень недоволен, мне крайне неприятно все это видеть».

Конструктивнее! Спокойная, но твердая реакция на проступок куда результативнее, чем вспышки гнева. Когда взрослые кричат и грозят всеми мыслимыми и немыслимыми карами, ребенок редко принимает это на веру, зато понимает, что родителей легко вывести из себя. Угрозами не решишь проблему, можно лишь усилить недовольство ребенка и нежелание поступать так, как нужно.

И потом, дети быстро перенимают стиль общения, так что не удивляйтесь, если после ваших вспышек гнева ваш любимый сынок начнет повышать голос или стучать по столу кулаками.

Известный американский психолог и психиатр Аллан Фромм, рассуждая о дисциплине, подчеркивает: „Помогать ребенку ХОТЕТЬ быть хорошим гораздо важнее, чем сделать его послушным», так что, если ваш малыш в очередной раз нашкодил, сохраняйте спокойствие. Хотя, конечно, порой бывает так трудно следовать этому доброму совету!

Автор-составитель: педагог-психолог Кынина Диана Юрьевна