РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА. Часть 13. Как лучше хвалить детей

Нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой-оценкой и похвалой-одобрением. По мнению психолога Юлии Гиппенрейтер, оценка всегда ориентирована на результат, одобрение — чаще на процесс. Самооценка детей растет от чувства удовлетворенности своими усилиями, даже если эти усилия не делают их первыми в чем- то. Хватите ребенка за то, что он старался, за то, что является именно его достижением именно в этот момент. Похвала-поддержка всегда конструктивнее оценки и уж куда полезнее назидания и критики.

Скуповатым на похвалу родителям понравятся варианты косвенного одобрения или «рикошета», предложенные психологом Владимиром Леви: „Гляди-ка, а в эту тарелку можно смотреться, как в зеркало!„ (Сын и не догадался, что вы заметили, как он ее старательно мыл). „Странно, сегодня дома гораздо легче дышать и пылью не пахнет! „ (Дочурка решила вытереть пыль, а вы „по наивности„ не догадались, в чем дело).  «Рикошет» — это когда похвала в адрес ребенка высказывается в разговоре с другими людьми, но так, чтобы ребенок имел возможность услышать.

Хотите чего-то добиться от ребенка? Начните с похвалы (а не заканчивайте ею, что более привычно). Ребенок должен сначала поверить в себя, окрылиться, чтобы что-то сделать. Хотя разумное сочетание похвалы с некоторыми ограничениями еще никому не повредило.

Постарайтесь, чтобы ребенок пораньше осознал, в чем его преимущества, так как никто не может быть первым во всем. И речь не столько о ярко выраженных особенностях (музыкальных, творческих), сколько о более общих. Некоторые дети прекрасно мастерят, у других хорошо „подвешен язык», третьи — особо сообразительные, четвертые —ловкие… Сознание этого в будущем может послужить вашему ребенку опорой в трудной ситуации.

Отцы реже, чем матери, хвалят ребенка. Но для детей мужское рукопожатие, одобрительный кивок головой или даже просто поощрительный взгляд не менее ценны, чем похвала, выраженная словами.

Чем старше ребенок, тем чувствительнее он к фальши, неискренняя похвала только испортит дело.

Автор-составитель: педагог-психолог Кынина Диана Юрьевна