РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА. Часть 11. Право на грусть и отчаяние

Многие родители считают: от детей надо прятать свое дурное настроение грусть и печаль. Но дети безошибочно считывают наши настроения. Если ребенок спрашивает: „Мама, тебе грустно?» или „Папа, ты сердишься? отвечайте честно: Да, мне сегодня грустно», „Я действительно сердит». Хорошо бы в доступной форме объяснить причины своего дурного расположения духа. Увильнув от правдивого ответа, мы приучаем ребенка не верить своим глазам . Отказав ему в возможности читать по лицу, мы лишаем его важного инструмента общения. Потом ему трудно будет разбираться в эмоциональном состоянии других. А ведь это полезное умение.

Но не надо впадать и в другую крайность. Не злоупотребляйте детской жалостью и сочувствием. „Пожалей мамочку, скушай еще ложечку, а то мама заплачет», — таким способом мы быстро приучаем ребенка лицемерить и манипулировать, а вовсе не сочувствовать и сострадать.

Одна мама старалась так оградить своего сынишку от отрицательных эмоций, что даже события в книжках, которые они вместе читали, редактировала на ходу таким образом, чтобы мальчик, не дай бог, не расстроился. За помощью к детскому  психологу она обратилась, когда поняла, что сын слишком податлив в общении со сверстниками. Даже играя, он не мог настоять на своем, а пустяковый конфликт из-за совочка превращался для него в целую трагедию. На самом деле ребенку для полноценного развития нужны не только радостные, но и «горькие» чувства.

Кстати, о конфликтах. Вот прекрасный повод поупражняться в умении выражать свои чувства и отражать эмоции другого. „Я вижу, что ты сердишься», «Я чувствую досаду», „Мне хочется плакать» или даже „Я так зол, что готов рвать и метать» — не бойтесь говорить эти слова своему дошколенку. Главный фокус этих фраз в том, что они начинаются со слова «Я». Психологи так их и называют — » Я-сообщения». Выражая чувства таким образом, вы не навязываете их другому, даже если говорите о нем. Вы только сообщаете о том, что видите.

Автор-составитель: педагог-психолог Кынина Диана Юрьевна