О Центре

ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» оказывает специализированную, высококвалифицированную, плановую амбулаторную и стационарную помощь детям с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы, поражениями периферической нервной системы, нейроортопедической патологией, сосудистой патологией головного мозга, патологией слуха, речи и другими психоневрологическими заболеваниями.

Учреждение имеет давнюю и славную историю.

r2

В 1937 году решением  Наркомздрава был создан первый в Тульской области детский специализированный санаторий для лечения костно-туберкулезных больных. Инициатором создания санатория был энтузиаст своего дела, талантливый организатор и опытный врач Лев Николаевич Тальрозе.

r3 r1

Новое рождение больницы стало возможным благодаря решению в 2006г. Депутата Государственной Думы Российской Федерации Зубицкого Бориса Давыдовича превратить санаторий в современное медицинское учреждение. Строительство и оборудование по последнему слову техники нового корпуса дало больнице новую жизнь.

z2 z1

После завершения строительства в 2008 году, в результате реорганизации путем объединения и переименования государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной детский психоневрологический санаторий «Юность» и «Научно-практический Центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации» (приказ ДЗ ТО № 51 от 26.03.2008г., № 218 от 09.12.2008г.) была создана Тульская областная детская психоневрологическая больница, переименованная в 2014г. в ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» (приказом МЗ ТО № 272-осн от 11.032014г.)

За годы работы сформировалась своя особая структура и штатное обеспечение Центра, сложился творческий коллектив, объединенный единым виденьем и пониманием целей и задач, стоящих перед учреждением. При искренней помощи людей, неравнодушных к проблемам детей с особыми потребностями возможности Центра растут и развиваются.

В основе организации работы Центра детской психоневрологии заложены базовые принципы медицинской реабилитации (раннее начало, непрерывность, комплексность, этапность, преемственность и мультидисциплинарный подход, индивидуальная направленность, взаимодействие с семьей).

Понятие «раннее начало» мы реализовали, прежде всего, в организации клинико-диагностического Центра, оснащенного широким спектром медицинского оборудования для проведения ранней объективной и всесторонней функциональной, структурной, лучевой и прочих методов нейрофизиологической диагностики.

За последние 3 года мы существенно расширили свои диагностические возможности: открыт кабинет магнитно-резонансной томографии (в том числе трактографии), оснащена палата интенсивной терапии для проведения анестезиологического пособия, что позволяет теперь проводить МРТ-исследования детям раннего возраста, а также детям с особенностями психоэмоционального состояния, получена лицензия на оказание высокотехнологической медицинской помощи.

Кроме того, в своей работе специалисты Центра используют специализированные международные диагностические шкалы для количественной оценки нарушения тех или иных функций, в т.ч. оценка степени спастичности по Эшворту, двигательных функций Gross Motor Function Classification System GMFCS, психомоторного развития по Журбе Л.Т., анкеты для ранней диагностики расстройств аутистического спектра, такие как «М-ЧАТ». Также используется видеоанализ генерализованных движений по Прехтлу, на основе которого формируется видеореестр.

При поступлении на лечение в Центр ребенок осматривается мультидисциплинарной командой специалистов: врачом-педиатром, неврологом, психиатром, ортопедом-травматологом и специалистом по медицинской реабилитации и при необходимости привлекаются другие специалисты. Кроме того, с целью раннего выявления психонерологических патологий детей мы осуществляем выезды в районы области.

В этой мультидисциплинарной команде отводится немаловажная роль специалистам, обеспечивающим сопроводительные и развивающие технологии, а именно психологам, специалистам по АРТ-терапии, логопедам, сурдопедагогам и другим дефектологам. Усилия этих специалистов направлены на коррекцию нарушенных высших психических функций, формированию навыков коммуникации, самообслуживания, что в конечном итоге улучшает медико-социальный прогноз и способствует улучшению качества жизни пациентов с особыми потребностями.

Такая организация работы позволяет систематизировать и объективизировать диагностическую информацию, обеспечивая раннее выявление нарушений и раннее начало восстановительного лечения, позволяет определять реабилитационный потенциал ребенка и сформировать на его основе индивидуальную программу реабилитации. В дальнейшем это дает возможность оценить эффективность проводимых мероприятий и, при необходимости, корректировать тактику лечения.

Созданные на функциональной основе специализированные центры (раннего вмешательства, детского церебрального паралича, нервно-мышечной патологии, детской сурдологии, патологии речи) позволяют сконцентрировать усилия специалистов, занимающихся конкретными проблемами детей, формировать и вести госпитальные регистры, на основе которых проводить динамическое наблюдение детей, особенно из групп риска, в т.ч. на основе приемственности с другими лечебными учреждениями Тульской области.

Развитие системы раннего вмешательства является одним из приоритетных направлений деятельности Центра детской психоневрологии. В Тульской области принципы раннего вмешательства были впервые заложены с созданием в 1994 году в Туле ГУЗ ТО «Научно-практический центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации».

Этот многолетний опыт был положен в основу деятельности Центра раннего вмешательства, выделенного в отдельное подразделение в марте 2012 года, перед которым были поставлены задачи в сотрудничестве с отделениями патологии новорожденных (Городская больница скорой медицинской помощи им. Ваныкина, Тульский областной перинатальный центр и др.) вести динамическое наблюдение за группами социального и физиологического риска из числа недоношенных и маловесных детей, перенесших асфиксию в родах, находившиеся в отделениях интенсивной терапии, детей с наследственными заболеваниями, имеющими предсказуемый риск отставания в нервно-психическом развитии и т.п.

Мы считаем, что на первом году жизни ребенка приоритетными являются медицинские технологии. Методы физической реабилитации способны решить с большой эффективностью очень многие задачи восстановительного лечения и позволяют снизить общую медикаментозную нагрузку. В связи с чем, реабилитационный блок представлен в учреждении максимально разнообразно методами кинезиотерапии, бальнеотерапии, термолечения, аппаратной физиотерапии, позиционирования, массажа, функционального ортезирования, динамической проприоцептивной коррекции, функциональной программируемой электростимуляции в ходьбе, роботизированной системой «Локомат» и многие другие.

В свое время особенностью инновационного подхода нашего Центра к реабилитации детей с нарушениями развития стал акцент на сопроводительные развивающие медико-психологические технологии. Для этого в Центре было организовано отделение медицинской психологии и лечебной педагогики. Специалисты отделения, занимаясь нейропсихологической диагностикой и реабилитацией, коррекцией когнитивных, психоэмоциональных и др. имеющихся у ребенка проблем, используют в своей работе возможности живописи, музыки, логоритмики,  полисенсорной интеграции, в том числе в специально организованной среде с использованием методов Монтессори-терапии и возможностей интерактивной безмаркерной системы виртуальной реальности «Нирвана».

Родителям ребенка на любом этапе лечения отводится полноправная роль в процессе лечения – они включаются в работу мультидисциплинарной команды, обучаются методам реабилитации, информируются о необходимости продолжения ежедневных развивающих занятий в домашних условиях между курсами для поддержки достигнутого результата. С этой целью широко используются телемедицинские технологии, особенно для консультации детей проживающие в отдаленных районах области.

Позитивный опыт, успехи ребёнка в изобразительном творчестве, которые раскрываются в условиях арт-терапевтической мастерской, ориентируют родителей на рассмотрение декоративно-прикладного направления как вариант профориентации и также способствуют его социализации.

С целью создания особого психологического климата, благожелательной и, по сути, целебной атмосферы во время стационарного лечения для пациентов мы проводим праздники, ставшие традиционными: Новогодней елки, Рождества, Масленицы, Пасхи, ко Дню защиты детей, Дню знаний, а также мастер-классы тульских мастеров, художников, музейных работников и других увлеченных людей.

Особой интерактивной формой арт-терапевтической работы в нашем учреждении стала организация ежегодного конкурса художественно-изобразительного творчества под названием «Равные возможности». Конкурс продолжается в течение года и включает в себя: мероприятия по созданию, организации выставок художественно-изобразительных арт-объектов, итогом которых является праздник, проводимый в день рождения Центра и посвящённый награждению и чествованию лауреатов. На это торжественное мероприятие приглашаются почетные гости из числа благотворителей, представителей органов государственной власти, различных ведомств, бизнеса, общественных и родительских организаций, волонтеров, словом тех людей, помощь и поддержка которых имеет огромное значение для пациентов нашего учреждения. Каждому ребёнку-лауреату вручается диплом и подарок с персональным представлением его присутствующим, рассказом о его достижениях и напутствием гостя, который награждает ребёнка. Терапевтическое воздействие такого мероприятия переоценить невозможно.

С марта 2009 года в конкурсе приняло участие более 3-х тысяч детей-пациентов, из них инвалидов — около тысячи. 

Ежегодно в клинико-диагностическом Центре  выполняется более 50 000 консультативных посещений и диагностических исследований.  Более 3 000 детей, в числе которых 40% — дети инвалиды  получают лечение в условиях дневного и круглосуточного стационара.